Шевковы

0
194

 

В жизни много случается неожиданных поворотов, приводящим к удивительным встречам, за которые благодаришь судьбу… Досадная ошибка в фамилии, незаметно вкравшаяся в процессе вёрстки газетного номера в текст статьи «Ах ты, мой сад…», стала поводом ещё раз посетить замечательную семейную пару Шевковых Владимира Николаевича и Александры Григорьевны. И познакомить с ними наших читателей… 

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Александра Григорьевна и Владимир Николаевич Шевковы.

Они вместе уже 53 года.  Столько лет только их официальному браку. А знакомы они ещё со школьной скамьи, с тех пор как встретились на танцплощадке. Родом они из Боровска, учились в одной школе, только  Владимир Николаевич на год младше.  Затем так получилось, что стали учиться и в одном вузе, в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта. Тоже с разницей в один год. А поженились на последних курсах.

Юность

— Я мечтал стать лётчиком, — вспоминает Владимир Николаевич, —  с детства бредил самолётами. Занимался  авиамодельным спортом. После школы собрался поступать в авиационный техникум, но, наверное, судьба отвернула. Иначе не скажешь. Кроме авиамодельного спорта, я тогда   занимался ещё художественной самодеятельностью. Мы даже с концертами ездили выступать. И после окончания школы перед зачислением в техникум   тоже поехали с выступлениями. Давали даже в жару три концерта в день. И на медкомиссии у меня, совсем ещё молодого парня, подскочило давление. Совсем чуть-чуть, но меня забраковали.

Владимир решил поступать в МИИТ. Поступил. На механический факультет. Из их школьного выпуска того года в институты поступили только два золотых медалиста и Владимир Николаевич, у которого медали не было. Пять серебряных медалистов того года поступить в вуз не смогли.  Владимир Николаевич тоже мог окончить школу с серебряной медалью. Почему он её не получил?  В его выпускном сочинении  проверяющим не понравилось всего одно слово. Правильно написанное, оно просто не вписывалось в идеологию Советского государства. На дворе стоял 1956 год. Сочинение сочли непозволительно смелым.

А Александра Григорьевна окончила школу с золотой медалью:

— Мне в школе очень нравились математика с физикой, я твёрдо тогда решила поступать на технический факультет. А МИИТ в те времена был одним из престижнейших вузов СССР. Впрочем, он всегда был популярен, но в пятидесятые это было нечто особенное. Страна строилась, восстанавливалась после войны, быстро росла сеть железных дорог, связывающих все её уголки. Востребованность железнодорожных специалистов была очень высокой.

Поступать она решила на самый престижный – электрический факультет. Поскольку у неё была золотая медаль, то она прошла просто собеседование и была зачислена. Училась с очень большим интересом, окончила институт с отличием и была распределена на Московскую железную дорогу, на Киевское её направление. Сначала два года отработала в Балабаново. А  в 1962 году была назначена начальником только что построенной тяговой подстанции в Малоярославце. И проработала здесь руководителем сорок лет, до 2002 года.

Сорок пять лет трудового стажа

А общий трудовой стаж у неё на железной дороге сорок пять лет:

— Мы всё время жили в так называемой готовности № 1. У меня телефон не смолкал никогда, — вспоминает Александра Григорьевна, —  всё время была на связи: и на работе и дома, где  тоже был служебный телефон. Как звонок – у меня сердце просто падало – вдруг что-то случилось…  Ведь работа на подстанции очень ответственная, опасная. Требует неукоснительного соблюдения правил техники безопасности.  К проводам высокого напряжения даже близко подходить нельзя. А напряжение здесь 110 тысяч вольт. Слишком приблизишься – возникнет электрическая дуга между человеком и проводом, приводящая к тяжёлой инвалидности или, как правило, к смерти.

— Кроме железной дороги, — продолжает Александра Григорьевна, — мы снабжали электроэнергией и город. От нашей подстанции питались все заводы Малоярославца. Как где-то пропадёт напряжение, нет тока, тоже звонили мне. Надо было искать причину неполадок. Наша работа вся состояла в том, чтобы бесперебойно снабжать электроэнергией все зависящие от нас объекты, как на железной дороге, так и в городе. Чтобы ходили по графику поезда, чтобы выдавали продукцию заводы, чтобы был свет в больницах и школах.

Трудовой стаж Владимира Николаевича также составляет более 45 лет. После окончания института он семь с половиной лет работал в Малоярославецком депо мастером по ремонту электровозов. Затем ушёл на завод СКД, где работал сначала главным энергетиком, а затем главным инженером. На этом заводе он проработал в общей сложности около 20 лет. Затем вернулся в депо, тоже на должность главного инженера. В его ответственности находилось практически всё хозяйство депо.  Он отвечал за исправное состояние электровозов, различных объектов железной дороги, приборов, от которых зависит безопасность движения поездов, например, так называемых  скоростомеров, названных в народе «чёрными ящиками».  И многого другого. Владимир Николаевич вышел на заслуженный отдых в 1998 году. И какое-то время ещё продолжал работать.

Но, даже работая на заводе соединительно-крепёжных деталей, Владимир Николаевич с железной дорогой не расставался. Ему периодически приходилось по долгу службы звонить Александре Григорьевне. Однажды, например, сразу после наступления Нового года встала котельная. Супруги сейчас с улыбкой вспоминали, как они решали эту проблему, а ведь тогда было не до смеха. Как искали после новогодних праздников людей. Зима, мороз, того гляди, в котельной лопнут трубы. Но с ситуацией с честью справились.

Историй супруги вспоминают много: и весёлых, и грустных, и попросту страшных, от которых даже сейчас, спустя годы, мороз проходит по коже. Что поделаешь, железная дорога – это место повышенной опасности. А они посвятили железной дороге всю свою жизнь.

 

На даче

После выхода на заслуженный отдых супруги всерьёз занялись работой на своём участке в садовом обществе «Рассвет».  «Шесть соток» они получили 37 лет назад. Сами поставили красивый аккуратный домик. Посадили яблони.  Но пока работали, времени на дачные хлопоты не хватало. Сейчас Владимир Николаевич и Александра Григорьевна все дни проводят на даче. Сажают всего понемножку, но выращенного хватает не только им, но и живущим в Москве дочке и внучкам. Внучки уже взрослые. Одна окончила престижный Московский институт тонкой химической технологии им. Д.И. Менделеева, стала дизайнером. Вторая хотела пойти по стопам бабушки с дедушкой, поступила в МИИТ, но не сложилось. Внучки часто приезжают в Малоярославец, бывают и на даче, где воздух настоян на хвойном, смолистом запахе вековых сосен.

 OLYMPUS DIGITAL CAMERA

                            Урожай этого года уже на столе.

…Меня снова встретил огромный куст белой гортензии у крыльца. Подошёл поздороваться белый кот. Тепло и радушно улыбнулись хозяева, пригласили на крытую веранду за стол. Так интересно тёк наш разговор, что время пролетело совсем незаметно. Расставаться совсем не хотелось. И мне очень приятно познакомить с этими замечательными людьми вас, наши дорогие читатели.

4 августа в России отметили день железнодорожника. Редакция поздравляет Владимира Николаевича и Александру Григорьевну Шевковых, ветеранов железнодорожного транспорта с их профессиональным праздником и желает им здоровья и благополучия.

Светлана Харитонова.

Фото автора.

КОММЕНТАРИИ

Please enter your comment!
Please enter your name here