Спасём храм от разрушения!

7
114

Церковь  Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы   в  селе  Лукьяново  Малоярославецкого  района  Калужской  области.

Святыня православия

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Fedorovskaya3

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом.

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь.

Церковь в Лукьяново

В селе  Лукьяново,  что  в  двадцати  километрах  от  г.  Малоярославца  в  1824 году, на  месте  сгоревшей  при  пожаре деревянной церкви в честь Святой  великомученицы Параскевы  был построен храм  Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.

Лукьяновская церковь-2

«Устроительницей»  нового  храма  была  помещица  сельца  Константинова  из  дворян  капитанская   дочь  девица   Екатерина  Алексеевна Ельчанинова. Церковь  каменная  с таковою  же колокольнею, а  также  особо отведенное   кладбище (из справки   Калужского  областного архива).  Строили  церковь всем  миром.   Когда  куполом  завершилось  строительство,  началась  внутренняя отделка и роспись  храма.  Вскоре  священник   освятил  храм во имя  Феодоровской  Божией  Матери…    

Люди  стали  и  в радости  и в горести  приходить   в  церковь: осчастливить  семью  крещением  новорожденного, благословить  и обвенчать взрослых  детей  или  внуков, испросить  прощения  в  покаянии,  за  помощью и  утешением  в тяжелые  минуты     прощания с близким человеком.

Сотрудник  Обнинского  краеведческого музея  Л.Б.  Сорокина в  2006 году  выпустила  книгу  «Святыни  окрестностей города Обнинска», в которой она приводит  историю  постройки  новой  церкви:

«У героя  Отечественной войны  1812 года помещика  г-на Ельчанинова  была  тяжело  больна  дочь.  В  одной  из многих  паломнических поездок в г. Кострому  она  получила  исцеление  от чудотворной  иконы  Феодоровской Божией Матери.  В знак благодарности  за исцеление  и  чтобы  иметь  постоянное  молитвенное  общение с Дивной Заступницей  Мира  отставной капитан  строит  Храм в  своем  имении на  месте    сгоревшей  Параскеевской  церкви  (из   архивной   справки  ГАКО). В  новый  Храм  передается  список (мера  в меру) Чудотворной   Феодоровской   иконы   из  одного  из  храмов  Костромской  епархии».

«Икона  была  в  дивном  окладе  в  большом  деревянном  резном  киоте.   Прославилась  она  многими чудотворениями    особенно  исцелениями  больных  и немощных.  Господь  призвал   к  себе    последнего  служителя  церкви  протоиерея  Алексия  в 1957 году  в  возрасте  96  лет.   Храм  закрыли. Имущество  частично  разграбили,  частично  перевезли  в  Успенский  храм  города  Малоярославца».

«И уже  на  новом  месте  в г. Малоярославце  в  Успенском  соборе  я  был  свидетелем  чуда  исцеления  женщины  от  безнадёжного  диагноза»,-  вспоминал   житель  г. Обнинска  Владимир  Александрович  Грищук,  уроженец  села  Лукьяново.

Известно  доподлинно  от  старожилов,  что  службы  в  храме  не прекращались  и  во время  Великой  Отечественной войны (а  ведь  Ильинские  рубежи —  первая  линия  обороны  Москвы    всего  в двух  километрах  отсюда). 

В  переломные  пятидесятые  годы 20 века  новое  поколение советского народа,  воспитанное  в  духе  атеизма  и  научного  коммунизма, позабыло  дорогу  к  храму,  и  использовать  его  стали  под кинотеатр, затем  долгие годы под  склад. Теперь стоит он, как нищий  на  паперти,   и  ждёт  подаяния.

Этот храм, потонувший в грудах кирпича и заросший сорными травами, символизирует нашу жизнь. Страна не может жить полноценно среди руин самых красивых, самых древних сооружений. У  нас  в  Калужской  области,  по справке  областного министерства культуры,  имеется «большое число первоклассных памятников зодчества XVI-XIX веков». Церковь в Лукьяново Федоровской иконы Богоматери -памятник  архитектуры, пример храма в формах позднего классицизма. По данным министерства культуры Калужской области, он имеет статус «выявленный объект культурного наследия» (Решение Малого Совета Калужского областного Совета Народных депутатов  от 22.05.1992).

Как спасти храм?

Храмы —  свидетельства  огромной энергии русского народа, его силы духа. Люди,   их  создающие, были невероятно талантливы. Это были зодчие высочайшего класса, мастера-каменщики. Строения XVII-XVIII веков сохранились до наших дней.

 Хрущевские  пятиэтажки  рушатся, а  старинные   храмы стоят. И эти храмы брошены. Нет крыш. Все течет. Штукатурный слой вместе с живописью отваливается. В такой разрухе страна жить не должна. Можно строить коттеджи, особняки, но если посреди села стоит разрушенный храм, о чем говорить? Любой народ знает: то, что построено предками, надо уважать. Недавно президент Абхазии поздравлял женщину из Южной Осетии, которая после войны восстанавливала там церковь. Он сказал: «Народ, который прежде жилья, прежде больниц, магазинов и школ восстанавливает храм, непобедим».

Заместитель главного редактора газеты «Завтра»  Андрей Фефелов пишет:

 «Эти остовы, загадочно прекрасные и одновременно страшные, красноречиво говорят нам не о прошлом – они повествуют нам о нашем будущем! Страна развалившихся, осыпающихся храмов обречена на вымирание.

 Очень скоро, лет через сорок, в Большой России от этих церквей останутся только груды мусора. А ведь это маяки народной жизни. Персты, указующие в небо. Знаки, обозначающие сакральные территории русской земли.

Спасти храмы — это святой долг не только православных, не только верующих. Это долг всех, кому дорога русская культура, русское пространство, русский ландшафт. Все должны быть заинтересованы в том, чтобы ушла навсегда с русской земли «мерзость запустения…»

Как только уничтожим заросли борщевика в алтарях — наступит новая  эра. Все связано в этом мире — и нам суждено сделать первый решающий шаг!

Наше возвращение на пустующие пространства Большой России лежит через спасенный, сохраненный храм».

Мы  обращались   в  разные   инстанции — от   администрации сельского поселения «Село Кудиново» до министерства культуры Калужской  области. Чиновники  говорят: «От 2 до 5 миллионов рублей надо на каждую церковь, чтоб ее просто вывести из аварийного состояния, законсервировать. Средний бюджет реставрации – это огромные деньги. 40–50 миллионов – в зависимости от размеров, степени разрушения и прочего. Сейчас это обществу не под силу».

Лукьяновская церковь-4

 Если церковь сухая, защищена кровлей, действующая… Но даже и не действующая: пускай она работает как часовня, пускай как музей: пришел, открыл, посмотрел… У кого-то из жителей обязательно должен быть ключ. Зашли, помолились и поехали дальше. А у нас начинается разговор: «Зачем делать крыши, если мало населения? Там три человека живут!» Сегодня три, а завтра будет три тысячи. Откуда вы знаете, что будет завтра? Кто знал, что разрушится Советский Союз? Но все равно культурное наследие   своей   Родины  мы обязаны сохранять.

Очень жаль свою   землю, жаль предков  наших, жаль нашу прекрасную великую культуру, которую мы просто игнорируем и смотрим по телевизору «Евровидение».

Пока  сохранились  ещё  стены  и  купол,  ещё  не  стерло  время  росписи  со  стен,   можно  всё  исправить,  отремонтировать. На  это  нужны  немалые  средства.

Нужное дело

В  Малоярославце  есть  инициативная  группа  людей, занимающихся  историей  и  сохранением   церкви  Феодоровской  иконы Пресвятой Богородицы   в  селе  Лукьяново .

Сейчас  назрела острая  необходимость   закрыть  оконные  и дверные    проёмы,  чтобы  не  попадала  сырость вовнутрь. Даже печной  обогрев  пола  в  Храме  сохранился  довольно сносно. Разрушаются    росписи  на  стенах. Нужно  заменить  кровлю. Да  много  ещё   чего  нужно   успеть…

Лукьяновская церковь

Люди  добрые!

 Кто  желает  внести  посильную  помощь  в  восстановление  храма   Феодоровской  Божией  Матери, издавна  считавшейся  на Руси   покровительницей  семейного  счастья и  благополучия,  обращайтесь  с  предложениями по телефону: 8903-810-87-60 или электронной  почте:  marina31774@yandex.ru

Пришло  время  собирать  камни.  И это  в прямом  смысле  слова.  Пока  стены  еще стоят. Пока  дождь, снег  и  ветер   не  довершили  до  конца   уже  начатое дело.

                                        Спешите делать добрые дела!

Марина Генесецкая.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Проникновенная статья! Но я бы уж не стал так всю ответственность за невосстановление этого храма валить на чиновников. Начнём с того, что в Малом все храмы восстановлены, восстановлены или построены новые храмы в Недельном, Детчино, Кудиново и пр. Если взять бюджет федерального минкультуры и посмотреть, сколько по статье восстановление объектов архитектуры тратится на церкви, то окажется — львиная доля. Однако сводить всю архитектуру к церквям заблуждение. Теперь обратимся к местным школам: в Малоярославце в них занятия в две и даже три смены. А если заглянем в детсады, то станет ещё грустнее. Недавно по случаю был в детсаду в Детчино — жалко детей. Конечно, жаль, что храмы в таком состоянии, но начинать надо всё же с детей, со школ, детсадов и больниц. Первым христианским монахам даже милостыню возбранялось брать деньгами, только харчем или одеждой. Чтобы не было обогащения. А сейчас священники на крутых машинах людей давят и адепты помалкивают. Убеждён, что если бы у Бога был выбор, как у нас, взять подношение себе или что-то пожертвовать детям, он предпочёл бы детей.

  2. Полностью с Вами согласна. Но у ВСЕХ детей, пришедших в этот мир, есть родители. Даже у детдомовских в наше время у большинства есть родители. За редким исключением сироты.

    А что про сады и школы — так я 30 лет, как работаю в Малоярославце в школе и в саду работала. Знаю эту проблему не понаслышке. У нас в стране лучшая система образования в Европе. В о всех школах Малоярославецкого района интерактивные доски, интернет, оргтехника в каждом классе (почитайте ежегодный отчет завРОНО Шапетько М.В.) Всё у людей от головы идёт, от души. Правда, не всегда туда же и доходит.
    К сожалению, машинами давят и священники, и депутаты, и пьяные бизнесмены … Не суди, да не судим будешь.
    Да и потом, от чиновников ничего и не требуется. Просто не разрушать, а хотя бы сохранить то, что имели. Нашу церковь в 1957 году закрыли и много лет использовал под склад удобрений гсударственный племенной завод имени Цветкова в Кудиново. Теперь и этого богатого совхоза нет. И людей, отдавших всю свою жизнь работе на полях его и фермах, жалко. Они сейчас на нищенскую пенсию выживают, и помочь им не всегда дети могут. У меня дядька работал скотником на Астреевской ферме, где разводили племенных быков и за валюту продавали за границу. Разрушили чиновники всё и даже без войны. Одни заросшие развалины, куда ни посмотришь.Государство наше как будто немое, парализованное. Оно занято исключительно собой. А сегодняшнему российскому бизнесу наплевать с высокого небоскреба на русскую деревню с ее «святыми скелетами» — остовами храмов и зернохранилищ.
    Так вот, я обратилась в минкультуры Калужской области с просьбой о материальной помощи, чтобы хоть табличку на храм повесить, чтобы он не безымянный был. Молчок. Отписались бы хоть о том, что «львиная доля» федерального бюджета тратится на восстановление церквей, каких конкретно и сколько. Где же можно найти эти цифры и факты? Было бы интересно узнать всем.
    И потом, я считаю стыдно было бы говорить о том, что в городе воинской славы есть ещё разрушенные церкви.

  3. Удивительная у Я логика, она «согласна», но возражает. То, что у детей есть родители, это банально и никакого отношения к восстановлению храмов не имеет. Но даже наличие родителей не означает, что школы и детсады наши в порядке. Отчётам ОНО я почти верю, но имею информацию из первых рук. Состояние деревни плачевное, но к церквям это тоже прямого отношения не имеет. Кто закрыл церковь в 57 г. и много лет использовал под склад удобрений? Ну ладно чиновники- хулиганы, но все остальные колхозники безропотно этому подчинялись. От чиновника требуется не разрушать, а просто сохранять, что имели . Как? Самому стать сторожем? Или выделить средства на охрану и консервацию объекта, вместо ремонта детского сада? Кстати, горадминистрация несколько лет назад обратилась ещё к патриарху Алексию с просьбой содействовать ремонту Успенского храма и получили ответ, что средств нет. В Малоярославце есть детские банды воров и грабителей, есть дети-алкоголики и наркоманы, вот чего надо стыдиться, а не прикрываться интерактивными досками. А ещё полгорода изрисовано свастиками и исписано матерщиной. Советую вам познакомится с вопросом как церковь ввозила в 90-е огромное количество алкоголя и табака беспошлинно (или за малую пошлину) и на полученные средства от спаивания русского народа и своих адептов восстанавливала храмы. Лозунг «Каждой деревне по храму» явно излишен, ибо по признанию «Церковного листка», выпускавшегося нашим отцом Александром в России всего 1,5% населения православные верующие. И бизнесу российскому на церкви не наплевать. Наши Митряшкин и Рослов построили часовню на монастырской площади, восстанавливают Казанский храм, москвич поставил часовню на Пролетарской, Газпром восстановил храм в Недельном, бизнес восстановил храм на Ивановской. Вы, видимо, либо не знаете, либо не хотите знать истинного положения.

  4. Вот Я пишет: У нас в стране лучшая система образования в Европе. Уважаемая Я, вы насмешили Европу.Хорошо хотя бы мир не упомянули. Нет, я не против, только хотелось бы видеть какие-то доказательства того, что система образования в РФ соответствует этой громкой фразе.

  5. Попробовали бы » все остальные колхозники безропотно НЕ подчиняться» решениям чиновников в 57 году.Где бы они были?
    Уважаемый собеседник .Руководству совхоза просто НЕ надо было складировать удобрения туда, где крестили и провожали в последний путь людей.( Кстати, на кладбище этом рядом с разрушающимся храмом и по сей день хоронят жителей района).Может быть тогда люди приходили бы в храм , они были бы ответственны перед Богом за свою семью и детей, а теперь внуки их не воровали, и бандитствовали , изредка вспоминая , что у них есть родители живущие сейчас не семьёй, а гражданским браком. И это не банально.
    Очевидно мы говорим с Вами на разных языках. Я не обращаюсь к районной и городской администрации. Проценты тоже не считаю. А когда хожу в Храм » «из первых рук » вижу большое количество людей семьями , с детьми и внуками посещающих церковь. Вот сегодня газета написала о встрече в православной гимназии с нашими защитниками. Когда я писала статью имела в виду как раз православных людей , в том числе и упомянутых Вами . Не думаю , что все эти люди -адепты.

    Если кого и насмешила, то смех продляет жизнь как известно. Наверное Читатель учился в школе в одной из европейских стран. У него на этот счёт своё мнение. Я же своего никому не навязываю и доказывать нечего.

  6. И что вы все так раскипятились? На школу перекинулись… Ну мечтает человек восстановить храм. Понятно, что с миру по нитке не наберёшь ничего. Но мечтать-то можно!!! И делать посыл в пространство… вдруг какой-нибудь волшебник с голубым огоньком, вроде Газпрома, у которого мечты сбываются, услышит этот посыл и осыплет золотым дождём, и построит храм, как сделал это в Недельном. А вдруг? Газпром — мечты сбываются! Газпром — новая религия с божьей матерью-углеводородицей…

  7. Вот всякие заслуженно-народные артисты утверждают, что надо видеть не себя в театре, а театр в себе. Это в первую очередь справедливо для для инициативников от веры. Кто-нидудь тут когда-либо тревожился за науку? Дудки-с! Кому она нужна, мы по ней крестом. И не надо всех колхозников изображать трусами, не помнящими Христа, а заодно и тех председателей колхозов и парткомов, которых они же и выбирали. В 57 г. от тов. Сталина уже отвернулись.

КОММЕНТАРИИ

Please enter your comment!
Please enter your name here