Поисковым отрядом «Беспокойные сердца» Панской основной школы-интерната под руководством Елены Борисовой в 20 числах августа в деревне Старое Рыбино было поднято 28 бойцов и командиров РККА, погибших при освобождении этого населённого пункта.
Вот как описываются эти события начала января 1942 года. Предлагаю ознакомиться с выдержками из книги Сергея Михеенкова «Дорога смерти. 43-я армия в боях на Варшавском шоссе. Схватка с «Тайфуном» 1941 – 1942», выпущенной ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2013. Уважаемые читатели, отвлекаясь от темы, рекомендую с ней ознакомиться. В книге через драматизм судеб генералов, через описание боёв автор рисует картину, которая во многом для нас нова и неожиданна:
«7 января наши войска были уже под Ильинским и атаковали немецкие позиции – ту самую линию обороны, которую в октябре занимали подольские курсанты. Немцы переоборудовали железобетонные доты, блиндажи, усилили систему окопов и ходов сообщения.
Тогда из состава 53-й стрелковой дивизии был создан подвижной отряд: батальон пехоты и артполк (по другим источникам – батарея 36-го артиллерийского полка – А.Т.). Люди были поставлены на лыжи, орудия — на сани, и – вперёд. Продвигались скрытно.
Подошли к Старому Рыбину, занятому противником. Деревня была превращена в мощный опорный пункт, входивший в общую систему обороны немцев на Варшавском шоссе и его окрестностей.
На рассвете 9 января точно определив огневые точки немцев, батареи провели короткий огневой налёт. Батальон рванулся вперёд…
В этот же день и Ильинское, и Башкировка, и Лобково, и другие населённые пункты нынешнего Малоярославецкого и Медынского районов Калужской области были очищены от противника».
А вот воспоминания М.Н. Пикалова (архив музея «Ильинские рубежи»):
«После освобождения деревни … Немецкая дальнобойная артиллерия открыла огонь бризантными снарядами».
Для многих воинов Красной Армии 9 января стало последним днём их жизни. И в деревне появились братские могилы.
В этом году поисковиками было принято решение проверить легенды о братских захоронениях советских солдат в деревне Старое Рыбино.
— Что же означает: «проверить легенды о братских захоронениях советских солдат»? – как бы спрашивая, отвечает Елена Борисова. — Эти легенды составлялись военкоматами в 1947 году по опросам местных жителей. В них говорилось о местах захоронения советских солдат вблизи того или иного населенного пункта. В течение трех послевоенных десятилетий к юбилейным датам производилось укрупнение братских захоронений. Одиночные могилы переносили с места на место, поближе к большим населенным пунктам, а фамилии похороненных во время войны солдат переписывали на плиты вновь установленных памятников. Но, как следует из поисковой практики, часто это производилось формально (пресловутый человеческий фактор!). Фамилии переносились, а бойцы оставались лежать там же, только уже без памятников и красных звезд на обелисках. А людям говорилось, что все солдаты перезахоронены.
О том, что подобное могло произойти и в Старом Рыбино, подвигло к поискам. Тем более информация поступила к Елене Николаевне из нескольких источников. Одна из них поступила от старожила деревни Марии Абрамовны Дворниковой. В последнем общении с ней Елена Борисова и приняла решение: «Надо копать».
Мария Абрамовна Дворникова.
В работе приняли участие Олег Васьков, Вячеслав Борисов, Сергей Ротов и другие. Из юных поисковиков — учащиеся 7 класса Павел Алпатский и Влада Борисова и шестиклассница Василиса Адаменко. Решили копать три шурфа. Какой из них выведет к захоронению? И выведет ли?
Когда углубились в землю, стали использовать щуп. Выбрасываемый грунт пересеивали руками юные поисковики. Вскоре был найден фрагмент человеческой кости. Работать стали более осторожно. Из любопытства на место раскопок подошёл гражданин Узбекистана — Зафар из Самарканда. Он предложил безвозмездно свою помощь. Решение объяснил просто: «Мои родственники принимали участие в войне 1941 – 1945 годов, а я принимал участие в боевых действиях в Афганистане». Вскоре прибыла и помощь — волонтёр Антон Толстиков из Москвы и Александр Михеев из Малоярославца.
И вот момент истины. В подкопе показались человеческие кости, а значит, многочасовой труд был не напрасным. Впереди предстояла кропотливая работа…
Олег Васьков, Сергей Ротов, Антон Толстиков.
Вновь с Еленой Борисовой мы встретились спустя несколько дней. Оказалось, раскоп продолжался не один день. Пришлось основательно поработать. От неё же я узнал и некоторые подробности.
— Предположения оправдались. Павших и захороненных солдат в деревне действительно забыли. По рассказам местных жителей, в 1954 году пять гробов с солдатами перехоронили сначала в Ильинском, затем перенесли их в Кудиново и, наконец, на городское кладбище в Малоярославце. А обелиск и ограду, которые еще помнят жители, снесли с лица земли. Попытки найти эти захоронения предпринимались отрядом в 2007 году, но тогда место было указано не совсем точно. В этом году в результате многочисленных бесед со старожилами деревни удалось точно определить местонахождение братской могилы. Как мы и предполагали, солдаты так и остались лежать там, где они были похоронены в январе 1942 года. За шесть дней работы подняты останки 28 бойцов Красной Армии. В сентябре, в дни 70-летия со дня освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков, они будут торжественно захоронены на Поле памяти Малоярославецкого района. Кроме того, найдены два солдатских медальона, и есть надежда, что будут выяснены имена героев.
Приятно удивило доброжелательное отношение жителей Старого Рыбина к нашей работе. Многие подходили, рассказывали новые факты, фотографировали, приводили детей и рассказывали им о войне. Мария Абрамовна Дворникова, живущая на другом краю деревни, попросила своих внуков и правнуков привезти ее на место раскопа: самой ей уже трудно туда дойти. Мы благодарны за помощь в проведении работ супругам Елене и Николаю Соколовским, а также рабочим из Узбекистана, которые временно проживают в этой деревне, Антону из Москвы, назвавшему себя волонтером. Эти неравнодушные люди просто брали лопаты и вставали рядом с поисковиками.
Влада Борисова и Павел Алпатский за работой.
Что объединяло всех этих людей? Думаю, ответ всем понятен. Память о тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы мы спокойно и мирно жили, работали, растили детей и внуков. Чтобы не боялись за их будущее.
И хочется верить, что все, кто был в эти дни свидетелем происходящего, задумаются о своем месте в истории нашей Родины и, по крайней мере, не пройдут равнодушно мимо седого ветерана, мимо солдатского обелиска, благодарно поклонятся и положат цветы на солдатскую могилу.
P.S. Когда материал был готов к публикации, на связь вышла Елена Николаевна и сообщила, что жители Старого Рыбина по собственной инициативе, вооружившись лопатами, привели в порядок место раскопа.
Всё же хороший у нас народ!
Анатолий Тремпольцев.
Фото автора.