201-я годовщина Малоярославецкого сражения

 

Праздник «День Малоярославецкого сражения» проходит уже 26-ой раз. Это старейшая площадка исторической реконструкции. И несмотря на то, что нынешний год для сражения не юбилейный, зрителей было, как всегда, много. За военными действиями на Ивановском лугу наблюдал наш корреспондент.

Сражение на поле

 

А на лугу шла  подготовка к бою. Однако совсем не похоже, что битва будет решающей. Слишком беспечно ведут себя солдаты противоборствующих лагерей – свободно перемещаются и весело переговариваются, причём даже враги – французы – говорят на русском языке. 

Наполеон, правда, оказался неразговорчивым. Роль у него здесь, прямо скажем, незавидная. Хотя Малоярославецкое сражение было формально проиграно русской армией, Наполеона оно надломило. Великий полководец принял решение отказаться от дальнейшего движения в сторону Калуги и развернуть армию на старую Смоленскую дорогу, чтобы уйти из России.

Войнушка -1

А вот простой гвардеец быстрее идёт на контакт. Больше двадцати лет участвует в реконструкции Малоярославецкого сражения Михаил Фролов, представляющий первый полк гвардейских пеших егерей. Здесь Михаил настолько перевоплощается, что забывает обо всех проблемах.

Ну, естественно, хочется посмотреть, как это было в реальности, — добавляет он. — В книжках – это одно, а когда это почувствуешь на своей шкуре, постоишь под дождём, грязь помесишь, в атаку походишь, то по-другому уже книги читаешь.

Чингиз Ибрагимов так вошел в роль лекаря лейб-гвардии драгунского полка, что легко сам себе определил характер «заболевания»:

— Для меня реконструкция не игра в солдатики, это образ жизни, можно сказать. А скорее всего — диагноз.

Но лечения здесь не потребуется. Участники будущего, на первый взгляд, кровавого побоища — вполне мирные люди. А потешные бои для них – возможность погрузиться в эпоху. И антураж для этого соответствующий – обмундирование, оружие, предметы быта…

Войнушка -2

Для создания большей зрелищности работают пиротехники. Они себе расслабляться не позволяют.

— Сложности, нюансы возникают. Это же всё он-лайн происходит, — делится соображениями сотрудник лаборатории спецэффектов Артемий Преображенский. — Я ведь не просто на кнопки нажимаю. А слежу за ситуацией. Товарищ мне помогает. Всё под контролем, всё безопасно и зрелищно.

Звучат первые выстрелы. В бой идёт пехота, обнажаются сабли. И хотя  битва потешная, внимание и ловкость – самые настоящие. Только нужны они не чтобы поразить «врага», а наоборот, чтобы случайно его не задеть.

Войнушка -3

Бой всё ужесточается. Стреляют пушки — взрываются пиротехнические снаряды. В миниатюрном городе, построенном два дня назад, от непрерывного обстрела загораются первые дома. Чуть позже запылали уже все деревянные конструкции.

В сражение вступает кавалерия. Лошади так же, как реконструкторы, привыкли к взрывам, но могут и показать свой строптивый нрав.

Полтора часа боя взамен настоящих 17-ти – и гром пушек затихает. Русские и французы маршируют в одном строю. А зрители им одинаково аплодируют за  интересное зрелище.

— Реконструкция прошла хорошо, подводит итог президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович. — Учитывая, что это не юбилейный год, обошлись меньшими силами, но в целом картину упорного боя зрителям представили. А кавалерия не могла скакать галопом в силу того, что здесь после дождя всё развезло. И выглядело как поле битвы не под Малоярославцем, а как при Ватерлоо.

Затем, как водится, гражданские лица смешиваются с военными для неформального общения, при котором можно сфотографироваться в мундире. Константин Рудьев заодно показал своим подшефным казачатам мастер-класс в овладении потешным оружием.

Дмитрий Сергунов.

Фото Виталия Подгурченко.