Присягу дважды не принимают!

 

15 февраля  отмечается 25-летие вывода советских войск из Афганистана. Более 9 лет на территории Демократической республики Афганистан продолжался военный конфликт.  Тогда СССР поддержал это государство, стремясь  заодно обезопасить свои южные границы.

 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана ввели ограниченный контингент советских войск. Никто тогда не думал, что удастся уйти из чужой страны только 15 февраля 1989 г.  В память о жителях Малоярославецкого района, не вернувшимся с той войны, сооружён монумент. «Солдат войны не выбирает», — выгравировано на нём.

P1120773

 

Путь в Афган

            Туркменский мальчишка Аллаверды Шукуров родился в городе Байрамали. Подрастая и взрослея, и подумать не мог, что в зрелые годы придется рисковать жизнью в соседнем Афганистане.

            Приходит время, когда юноша становится мужчиной  — защитником Отечества. Настало это время и для Шукурова. На срочную службу попал в г.Загорск Московской области. Всё в этих местах было в новинку для уроженца южного края: морозные зимы и обилие снега, а ещё такие красивые леса. За два года службы хорошо изучил русский язык и автомобильную технику. А когда окончился срок призыва, решил остаться на сверхсрочную  службу. Попал в Германию,  в группу советских войск. Следующее место — Ленинградский военный округ. Как-то и предложили вместе командиром батальона капитаном С. Ульяновым выехать в Афганистан.

            — Уже был коммунистом, — пояснил Аллаверды. – Отказаться язык не повернулся. Жена Мария от такого сообщения очень расстроилась. Успокаивал её  как мог, да и командование части обещало во время моего отсутствия оказывать ей помощь. Немного успокоилась. Хотя, как знать, что было у неё в душе?

            Интересно создавалась эта интернациональная семья. Со слов моего собеседника, вырисовывалась романтичная история. Как тут не поверить в любовь с первого взгляда? Судите сами. Воинский эшелон с техникой и личным составом возвращается с целины. Уборочная закончена — можно и домой! Техника и люди эшелоном возвращаются на место дислокации. Возможно, что судьбе угодно было, чтобы эшелон на двое суток попал в тупик станции Мичуринск. На ней и пересеклись жизненные пути джигита из далёкой Туркмении и девушки из Саранска. И оказалось, на всю жизнь. После короткой переписки  решились на совместную жизнь. «Все, что казалось трудным нам сначала, к концу обычно трудным не бывало», — так гласит туркменская пословица. Кочевая жизнь военнослужащего не только не разрушила молодую семью, но наоборот, укрепила её.

После службы в Афганистане служил в Кушке — самой южной точке не только Туркмении, но и СССР. Именно с этого места входил он в 1985 году в Афганистан.

            Сборы к новому месту службы были недолгими. Военным бортом из Ленинградской области доставили в город Чирчик. В его окрестностях, на полигоне комплектовались техникой и личным водительским составом, который прибывал из учебных подразделений Ашхабада, Свердловска, Ташкента и других мест. После окончания формирования воинским эшелоном из Ташкента выехали в Кушку. А 22 февраля 1985 года вошли на территорию Афганистана.

49

Дороги Афганистана

 Вибрируя от натуги, работает мотор загруженной автомашины. Кажется, что ещё немного и всё – приехали…  Дорога по склону ущелья извилистым серпантином уходит вверх. Сложно и людям. В висках пульсирующие толчки боли. Голова тяжёлая. Свинцовые веки закрывают глаза. А расслабляться водителю никак нельзя: в кузове артиллерийские снаряды, и высока вероятность засады моджахедов. Высота более трёх тысяч метров над уровнем моря. Высокогорье. Воздуха не хватает не только людям, но и машинам. Хорошо держатся солдаты-водители, призванные из Чечни:  горами их не удивишь. Чего не скажешь о литовцах: они с равнины и только вышли в свой первый рейс. Тяжело и тем, кто не успел акклиматизироваться к высокогорью. Со временем к высокогорным условиям привыкаешь. Организм перестраивается, и нехватка кислорода переносится легче.

Колонна, повторяя изгибы серпантина, словно змея, медленно двигается вперёд. Метр за метром, вверх и вверх, к желанному перевалу. Во главе колонны командир батальона капитан Сергей Ульянов, а замыкающий – заместитель комбата по технической части — старший прапорщик Аллаверды Шукуров. Во главе колонны — бронетранспортёр с мотострелками, затем с десяток автомашин и снова БТР. Иногда БТР, из-за их нехватки, заменялся автомобилем ГАЗ-66 с зенитной установкой в кузове.

PICT0009

Подъём — самое опасное место. При движении очень низкая скорость. Колонна в этот момент очень уязвима. А для душманов много выгодных позиций для засады:  расщелины скал, огромные валуны, господствующие высоты. Очень важно достигнуть перевала без ЧП, а там дорога уйдёт вниз. Будет такой же извилистый спуск, но уже в другую сторону в смежную долину. И с каждым метром потерянной высоты, в воздухе будет больше кислорода. И постепенно будет отпускать боль в голове и висках…

 Таких рейсов у Аллаверды Шукурова, участника войны в Афганистане, за два года (1985 – 1987) службы было очень много. Автобатальон принимал военные грузы на перевалочной базе снабжения в посёлке Тургунди афганской территории и доставлял в глубину страны. В основном, это были артиллерийские снаряды с доставкой до Шиндана. Так что автотехника технически должна быть постоянно исправной и в дороге не подводить. Это было главной заботой прапорщика.

Помнит Аллаверды и первую жертву той войны:

— Был в батальоне санинструктор, старший сержант срочной службы Виктор Герасименко. Домой в Союз уже собирался, служба заканчивалась, а погиб совсем глупо. На одном из привалов отошёл от лагеря метров на 200 и… подорвался на мине. Ногу оторвало, и спасти не смогли: крови много потерял. До ближайшего госпиталя, что в одну, что в другую сторону более 100 километров. Жалко парня.

В боевых столкновениях мы обычно не участвовали. Только так, по необходимости отстреливались, — пояснял мой собеседник. — Задача нам поставлена была одна: в сложных ситуациях — давить на «газ». И не останавливаться. Главное доставить груз.

54

Службу в Афганистане приятной не назовёшь. Да и горные дороги очень сложные. Здесь зевать нельзя.  Ошибки дорого обходятся. Плюс высокогорье. Изнываешь от зноя, а тучка набежала — без шинели не обойтись. А когда в долинах солнце всё выжжет, начинает дуть «афганец» — ветер со смесью пыли и песка. А зимой  — холодные, пронизывающие до костей ветра. Но в рейс надо выходить в любую погоду… Идёт война.

— Мы были тружениками на той войне, – оговорился в беседе Аллаверды. – И от того, как мы сработаем, зависело многое. Без снарядов и патронов, а также продуктов питания – не повоюешь.  

Домой, в Россию

            Казалось бы, всё встало на свои места. Война в Афганистане закончена. Вернулся живым и здоровым. Служба идёт нормально. Дети растут. Мария Петровна подарила Аллаверды  сына Андрея и дочь Татьяну. Сын пошёл по стопам отца и окончил военное училище. Стал военным. Служил в разных регионах и в отставку вышел в звании майора. Но грянула так называемая перестройка. Она нарушила привычное и налаженное течение жизни. И вновь поставила перед выбором. Оставаться в родной Туркмении и продолжать службу?  Но, для этого требовалось принять новую воинскую присягу. А вот на это Аллаверды согласиться не смог.

            — Присягу дважды не принимают, — пояснил ветеран афганской войны.

            Жизнь вновь совершала очередной поворот. В 1995 г. он выехал в Россию, которой верой и правдой служил в рядах вооружённых сил СССР. В неизвестность, простым пенсионером. Радужных планов не строил. Главное, требовалось где-то  зацепиться и снова попытаться твёрдо стать на ноги. В Калужском областном военкомате он и услышал впервые о Малоярославце. Житель города Владимир Петрович Чадов не только приютил его у себя, но и всячески поддерживал. А проблем у нового малоярославчанина было предостаточно: регистрация, получение гражданства, поиски работы и крыши над головой. Со временем устроился в охрану ПМК-7. Затем ему, как грамотному и опытному специалисту, предложили должность механика. Приобрёл и квартиру в микрорайоне Маклино. И жизнь вроде наладилась, но не выдержала супруга: на нервной почве обострились болезни. И остался Аллаверды один, без своей Марии.

            Поддержали его дети. Не дали сломаться. Рядом дочь Татьяна и внуки: Маша – музыкант, Миша – учащийся кадетского класса гимназии. Хочет быть как и дед – военным. И у сына Андрея двое детей – мальчишки. Так что скучать не приходится.

            — Главное, чтобы тебя окружали близкие и родные люди, — заканчивает разговор мой собеседник. – Для этого мы с моей Машей растили и воспитывали детей. Связь поколений не должна прерываться. Это и есть сама жизнь. Главное, чтобы не было никакой войны…

Анатолий Тремпольцев.

Фото автора и Владимира Ермакова.