Около 90 граждан юго-востока Украины, бежавших от ужасов войны, принял Малоярославец 1 сентября и разместил в детском лагере «Дружба». Спустя полмесяца в гости к ним прибыли полицейские, но с мирной и приятной целью — подсластить жизнь малышам и помочь взрослым.
Деток здесь много, но они пока лишены многих обязательных радостей детства.
— Сотрудники отдела МВД России по Малоярославецкому району решили в ситуацию вмешаться, — рассказывает главный полицейский района, подполковник Андрей Щукин. — Когда я побывал здесь в первый раз, то был удивлен, что дети просто ходят, ничем не заняты. Я спросил одного: «Мяч есть? – Нет мяча». Я предложил сотрудникам органов внутренних дел оказать гуманитарную помощь. Коллеги меня поддержали, мы собрали необходимые средства и приобрели спортивный инвентарь, учебники, книги, сладкий стол организовали.
За всеми этими сокровищами быстро выстроилась очередь, дети оживились и заулыбались. Большинство ребятишек с нетерпением ожидали обещанного сладкого стола, но некоторых мальчишек больше заинтересовала новенькая патрульная машина, быстро превратившаяся в аттракцион. Им разрешили покрутить руль, включить спецсигналы и проблесковые маячки. Еще одна цель, с которой прибыли правоохранители, – просветительская: оградить людей от преступных посягательств и выслушать вопросы и жалобы, которые в компетенции полиции. Таковых, к слову, не оказалось. Выяснилось, что основная часть сложностей связана с бытом или, скорее, касается паспортно-визовой службы и власти.
Беженка из Донбасса Алена Красник — молодая мама. Рассказывает, что разместили их хорошо. В лагере все удобства, еда, для детей привозят сладости. Правда, в прачечную лагеря почему-то не пускают, но привезли стиральную машину-автомат.
Алена говорит, что проживание в этом помещении оплачено только на два месяца. Она бы рада побыстрее начать работать и устраиваться семьей самостоятельно. Но это не так легко:
— Женщинам работы мало. Есть женщины, которые устроились на рынок работать за 600 рублей, торгуют носками колготами. Кто по профессии смог устроиться, хорошо… Я, например, воспитатель. Мне сказали, найдут работу, но пока нет, сижу на месте.
Еще в начале месяца сюда приезжали сотрудники Центра занятости, некоторым беженцам действительно удалось устроиться с их помощью на постоянную работу. Однако женщин среди этого числа мало, а их мужья подрабатывают, но ищут более оплачиваемые места: в сложившихся обстоятельствах большую сумму съест недешевое съемное жилье.
Пенсионерка Любовь Ляшенко рассказывает, что тоже рада бы трудоустроиться и получать какую-то копейку, но пенсионерам это сделать труднее, чем остальным.
Однако, несмотря на все сложности, люди искренне благодарны городу за приют.
— Ну как живется…после того, как мы побывали под бомбами…- вспоминает Любовь Ляшенко. — Дома разбомбило, ничего не осталось… Я считаю, что условия здесь нормальные. Единственное, нет холодильника, тесновато, но в тесноте да не в обиде. Мы с семимесячным ребенком сюда приехали, с сыном, с невесткой. У моей подруги вообще дом разбомбило, снаряд попал в дом, сына убило, она похоронила его под бомбёжкой, и в чем были, в том и приехали. Спасибо, что нас здесь приютили.
Судьба грубо изменила приоритеты этих людей. Теперь изыски в быту, престижная карьера или дорогие развлечения похоронены войной. Люди рады мирному безопасному небу и привыкают не прятаться от звуков летящего самолета. Рады, что живы…
Дарья Николаева.
Фото Дмитрия Сергунова.