Предстоящее 70-летие Победы — хороший повод, чтобы уточнить некоторые моменты малоярославецкой истории Великой Отечественной войны, к которым мы или привыкли, или вопросы по которым считаем несущественными. Как правило, они лежат не в сфере социально-экономической, а затрагивают мораль наследников Победы, т.е. нашу. Одним из предметов краеведческой добросовестности и уважения к памяти павшего за освобождение от врага Малоярославца П.И. Гусака, является уточнение его воинского звания. Возразят, какая, мол, разница – с тех пор прошло уже столько лет. Этот аргумент был бы весом, если бы касался просто краеведческих споров, но дело в том, что в городе есть улица Капитана Гусака. Как известно, названия улиц пишутся с большой буквы, значит и его воинское звание в данном случае должно писаться именно так.
В «Малоярославецком крае» («МК») за 17.01.15 г. была опубликована интересная статья Алексея Старцева «Освобождение города в наградных листах». Особенность её в том, что она основана на документах, а те, кому доводилось более-менее серьёзно касаться местной военной историографии, знают, что в ней неоправданно превалируют заимствования из чужих публикаций и местные фантазии. Статья иллюстрируется фотодокументом – наградным листом, в котором указано, что П.Гусак имеет воинское звание капитан. Автор добавляет, что «А.М.Исаченко выяснил: Гусак имел звание майора, есть даже его фотография с двумя «шпалами» на петлицах. Но в наградных листах, как мы видим, прошло старое звание».
Я мог бы назвать с пяток книг (советского и постсоветского периода) и десяток-два статей, где наш освободитель упоминается именно в капитанском звании. Но вряд ли это будет интересно читателю. Гораздо интереснее история нашей памяти.
Осенью 2011 г. малоярославецкую землю посетила казахстанская делегация из г. Актобе. Это бывший советский Актюбинск, в котором летом 1941 года. была сформирована 312-я стрелковая дивизия, воевавшая и в основном полёгшая на рубежах 37-го малоярославецкого укрепрайона. Дивизия в 11,3 тыс. чел. – это вам даже не подольские курсанты, которых было 3,3 тыс. Можно также утверждать, что за освобождение Малого погибло в совокупности намного меньше личного состава 53-й и 17-й дивизий, чем 312-й в октябре. Но случилось так, что улицы Подольских Курсантов, 53-й и 17-й дивизий у нас есть, а ул. 312-й дивизии нет. Зато она есть в Актюбинске. Примечателен и такой момент: Г.К. Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» из всех воинских частей и соединений, воевавших на малоярославецкой земле, конкретно назвал только 312-ю дивизию и 17-ю танковую бригаду.
И сейчас мы говорим об офицере этой, а затем 53-й дивизии. В книге Г. Чугунова «Горькая осень сорок первого» (Актобе, 2010 г.) много горьких слов о забвении павших и искажении событий трагичного октября 1941-го. В главе «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» повествуется: «Одна из центральных улиц старинного российского города Малоярославца Калужской области после Великой Отечественной войны носит имя Петра Гусака… Начальник штаба 1083-го стрелкового полка 312-й стрелковой дивизии капитан Пётр Иванович Гусак свой трудовой путь начал в 19 лет сельским учителем. Перед войной начальник военной кафедры Уральского педагогического института (Казахстан).
Последний урок мужества он преподал бойцам в Новогоднюю ночь в канун 1942 г. Ворвавшись в город, 12-й стрелковый полк 53-й дивизии оказался втянутым в кровопролитные уличные бои. В критический момент фашисты контратаковали и готовы были сбросить остатки одного из батальонов в реку. Замолчал наш пулемёт – был убит пулемётчик. Тогда за пулемёт лёг начальник штаба полка, который снова открыл огонь по немцам и задержал их до подхода нашего подкрепления. В этом бою он был смертельно ранен. И, не приходя в сознание, в ночь на 1 января 1942 г. скончался.
Майор Гусак, кавалер орденов «Красное Знамя» и «Красная Звезда» за мужество, проявленное при освобождении Малоярославца, командиром дивизии был представлен к званию Героя Советского Союза. Но награждать людей по достоинству, по-видимому, ещё не пришла пора. Он был посмертно удостоен ордена Ленина».
На мой взгляд, уважение потомков к освободителям должно выражаться в том числе в точности и корректности формулировок. Во время освобождения города был мороз около 30 градусов, поэтому красивое выражение «сбросить в реку» — явная бессмыслица с военной точки зрения, так как река была покрыта толстым слоем льда, да и по ширине и глубине наша Лужа даже на Оку в Калуге не тянет. Названия орденов должны писаться правильно, в данном случае — без кавычек и в другом падеже. Улица Капитана Гусака вовсе не центральная. Вряд ли обосновано и сетование о награждении его всего лишь орденом Ленина. В Советском Союзе — это высшая награда!
Но обратите внимание, как Г.Чугунов, указав майорское звание погибшего земляка, деликатно при написании названия улицы заменил капитана Петром. Это – фора нашему городу на исправление ошибки.
На тот момент на торце д.37 по ул. Московской висела памятная плита с надписью: «ул. капитана ГУСАК П.И. названа в 1967 г. в честь нач. штаба батальона 53 стрелковой дивизии геройски погибшего в боях за г. Малоярославец 1 января 1942 г.» Как известно предыдущая памятная плита с примерно аналогичной надписью не очень-то благодарно была расколота, а на её место сотрудники музея истории и краеведения вывесили новую.
«МК» 11 апреля 2002 г. публикует статью «Их имена в названиях улиц». Здесь же фотография первой мемориальной плиты с надписью: «Товарищ! Эта улица названа именем героя Великой Отечественной войны начальника штаба 12 полка 53 дивизии капитана Гусака Петра Ивановича, который погиб у школы №132 в жестоком бою при освобождении города Малоярославца от врага 1 января 1942 года».
Из наградного листа, приведённого А. Старцевым, видно, что последняя штатная должность Петра Ивановича — начальник штаба 12-го стрелкового полка. В 2012 г. вывешивается ещё одна памятная плита с исправлением должности и ряда грамматических ошибок.
Путаницу со званием один краевед объяснил тем, что майора ему присвоили чуть ли не одновременно с гибелью, другой – что майора дали посмертно. Посмотрите на фото, оно хранится в нашем музее истории и краеведения, на обороне надпись «Гусак». У Петра Ивановича хорошо видны две «шпалы» — это майор. Мог ли погибший капитан Гусак фотографироваться с майорскими петлицами?
22 января 2005 г. по инициативе музея истории и краеведения «МК» публикует заметку «Пал смертью храбрых», в которой приводится текст письма Екатерины Петровны Гусак на Всесоюзное радио в январе 1941 г., представляющий из себя её ответ в часть на «похоронку» мужа: «… Печальную весть вы сообщили мне: в уличных боях с немецко-фашистским зверьём за город Малоярославец пал смертью героя мой муж, майор-орденоносец Пётр Иванович Гусак…»
2 июня 2005 г. под рубрикой «Эхо войны» за подписью Г.Е. Асташковой «МК» вновь публикует это же письмо жены П.Гусака и рассказывает о героической гибели в бою его сына — командира взвода воинской части полевая почта 16158 младшего лейтенанта Олега Гусака, похороненного в Дмитриевском районе Сталинской области.
Тогда же к 60-летию Победы музей истории и краеведения выпускает буклет, в котором фотография Петра Ивановича с майорскими «шпалами» и сообщается о том, что «его имя носит одна из улиц города».
В декабре прошлого года в музее меня знакомят с имеющимися документами. Симптоматично, но оказывается, что и его дочь, Вера Петровна Епифанова (по мужу), в переписке с Гражиной Ефимовной перед 60-летием Победы называет своего отца капитаном и вместе с тем высылает ксерокопию письма-извещения с фронта от 8 января 1942 г., подписанного четырьмя должностными лицами, в которой пусть и не очень чётко, но, несомненно, написано «орденоносец майор Пётр Иванович Гусак». А ещё дочь прислала ксерокопию справки от 19 декабря 1942 г., подписанной командиром 12-го стрелкового полка подполковником Селезнёвым и начальником штаба капитаном Яшиным, которую получила семья «для представления в местный Совет депутатов трудящихся для получения льгот согласно Положения об орденах Союза ССР и Указами Президиума Верховного Совета … за № 0679 от 17 ноября 1942 г.» В ней указано, что П. Гусак – капитан.
Мог ли майор Гусак стать капитаном? Мог, но только в случае совершения преступления или серьёзного дисциплинарного проступка. Таких данных нет, и верить в это не хочется. Да и при подобных нарушениях не только снижают в звании, а в первую очередь назначают на низшую должность. Такого назначения не было, и ни один документ на него не указывает даже косвенно.
Помню, в курсантские годы, когда наш начальник курса получил капитана, я несколько раз к нему обратился по предыдущему званию. И другие так обращались. А когда сам рос в офицерских званиях, подчинённые тоже обращались ко мне по предшествующему званию. Это совершенно нормальная ситуация, такова человеческая привычка. Скорее всего, поэтому, а ещё из-за стремительной смены командиров разного ранга в связи с потерями и возникла путаница со званиями П. Гусака. Для того чтобы убрать её из публичной сферы городской топонимики и оставить для спора краеведам-историкам, по примеру улицы, названной в честь Героя Советского Союза Григория Соколова, можно было бы переименовать ул. Капитана Гусака в ул. Петра Гусака. Современная история города такие примеры знает, когда не так давно были возвращены исторические названия улицам Успенской, Ивановской, Солдатской. Возразят, что это стоит денег, но в данном случае ситуацию облегчает то, что это самая короткая улица в городе, на ней всего два частных деревянных дома. Таким образом можно было бы уйти от противоречия заложенного ещё в 1967 г.
Александр Исаченко.