Открыт памятник погибшим лётчикам

Мы уже рассказывали, как 21 марта этого года съёмочную группу «Малоярославец ТВ» позвало в дорогу чрезвычайное событие: в Бабынинском районе Калужской области поисковики обнаружили самолёт времён Великой Отечественной войны (подробнее здесь: https://malkray.ru/glavnyie-temyi/2015/03/23/vernuli-iz-nebyitiya-imena-eshhyo-tryoh-geroev-velikoy-otechestvennoy-voynyi/). Видеокадры находки поисковиков, отснятые нашей телекомпанией, тогда показали на федеральном канале «Россия-1», а также ГТРК «Калуга» и в программе «Малоярославецкий край. События недели».

Самолёт_2

Тогда поисковики заверили, что а месте  героической гибели экипажа будет установлен памятный знак. Своё слово они сдержали.

Сегодня, 9 мая, в Бабынинском районе, как сообщает газета «Весть»,  у деревни Космачи на месте падения самолёта открыли памятник героям,  погибшим во время Великой Отечественной войны. На нём запечатлены имена сержанта Николая Степановича Гришина, младших лейтенантов  Иосифа Петровича Кравцова и  Виктора Михайловича Денисова. Это члены экипажа самолета Пе-2.  На  153-ем километре автодороги Калуга-Вязьма они погибли  10 октября 1941 года, совершив огненный таран на колонну фашистских захватчиков.

DSC_5897

На мероприятии присутствовал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заместитель председателя поискового объединения «Военный историк» Лев Николаевич Марченков, родственники погибших летчиков, администрация Бабынинского района и жители деревни Космачи.

DSC_5637

Дарья Николаева.

Фото министерства внутренней политики

и массовых коммуникаций Калужской области, а также

из архива инфопортала «Малоярославецкий край».

Далее предлагаем вниманию читателей  историю поиска, опубликованную в газете «Весть».

Героический таран: хроника пикирующего бомбардировщика от 1941-го до 2015 года

В начале октября 1941 года немецкие войска рвались к Калуге. Два бомбардировщика Красной Армии получили задание — разбомбить вражескую колонну, которая двигалась по дороге Калуга — Вязьма. Огнем зенитной артиллерии противника одна из крылатых машин была подожжена. Все лётчики погибли…

Командир второго экипажа младший лейтенант Есин прибыл в полк и доложил, что экипаж в составе пилота младшего лейтенанта  Денисова Виктора Михайловича, штурмана  лейтенанта Кравцова Иосифа Петровича и стрелка-радиста сержанта Гришина Николая Степановича сгорели в самолёте.

Спустя почти 75 лет с тех событий калужским военным археологам из областной военно-патриотической организации «Военный историк» удалось поднять остатки сбитого самолета и назвать имена погибших героев.

О том, как это было, нам рассказал заместитель руководителя  Калужской областной военно-патриотической организации «Военный историк» Лев Марченков.

От «легенды» к фактам

Началом истории с поиском бомбардировщика Пе-2, по словам Льва Марченкова, послужило письмо Павла Ивановича Глухова из подмосковного Троицка на адрес Калужского краеведческого музея, в котором тот писал, что в 1958 году при сельхозработах на полях у деревни Космачи Бабынинского района в земле им были найдены десятки фрагментов листов дюралюминия.

Информацию эту было решено проверить. И 13 марта нынешнего года группа энтузиастов областной военно-патриотической организации «Военный историк» выехала на место предполагаемой гибели бомбардировщика и его экипажа.

Из рассказов местных жителей, в том числе многочисленных ныне живущих там свидетелей событий осени 1941 года, о пикирующем на колонну фашистов бомбардировщике поисковикам стало ясно, что информация верная.

Особенности поиска

Приступили к раскопкам. Проведение их осложнялось не только тем, что буквально в паре метров проходит оживленная трасса Калуга — Вязьма, но и  самими обстоятельствами гибели самолета, в результате которых его фрагменты и останки тел экипажа были разбросаны на многие десятки метров. Обстоятельства эти, как рассказывает поисковик, заключались в том, что в своем боекомплекте Пе-2 нес почти тонну взрывчатки, кроме того, в топливных баках находилось немалое количество горючего. В результате все это при падении бомбардировщика на колонну фашистов привело к сильному взрыву, перемешавшему и разбросавшему на местности как советскую авиатехнику и летчиков, так и солдат противника.

Впрочем, уже первый осмотр дал результаты: на глубине штыка лопаты поисковики обнаружили большое количество частей агрегатов и фюзеляжа советского самолета, что  подтверждает факт его падения именно в этом месте, в семи метрах от дороги на  153-м километре трассы Калуга — Вязьма.

Дальше – больше. Экскаватором начали снимать грунт. Показалась голубая, необычная для тех мест, глина, что только прибавило уверенности поисковикам, знавшим, что в такой цвет, сохраняющийся десятилетиями неизменным, она окрашивается только при попадании в нее большого количества керосина и других горюче-смазочных материалов.

В результате вырыли яму почти в четыре метра глубиной. Нашли три единицы вооружения — крупнокалиберный и два скорострельных пулемета, части приборной панели и топливной системы самолета, которые, кстати говоря, по уже достигнутой договоренности займут свое место в соответствующем стенде в отделе патриотического воспитания городского досугового центра Калуги.

Однако главного результата экспедиции, того артефакта, по которому можно было бы выяснить, что это был за самолет, и установить имена его героического экипажа, все еще не было.

По словам Льва Марченкова, таких артефактов, а вернее, групп артефактов, у поисковиков существует несколько. Первая – это останки погибших, а также документы, награды и прочие  личные вещи. Но в данном случае все это «не работало», так как остатки планшеток летчиков были растащены местной ребятней еще в октябре 1941 года, а останки самого погибшего экипажа по приказу немцев были тогда же сожжены и непригодны для идентификации.

69018_31693

В итоге вся надежда оставалась только на установление данных о самолете по серийному номеру одного из моторов крылатой машины. Всего их было два. Однако один из них, как рассказали поисковикам местные жители, при реконструкции дороги в 1962 году был уже найден и перевезен на Калужский турбинный завод, где хранился некоторое время, а потом был отправлен в Москву, там его следы и затерялись. Но все же в результате почти дня непрерывного поиска такой важный остаток крылатой машины все-таки удалось найти.

Возвращенные имена

И началась работа в архивах — вторая, но не менее важная, нужная и ответственная часть работы всех военных археологов. По ее итогам через несколько дней после завершения экспедиции удалось установить, что это был за самолет.

Как оказалось, подбитый противником и спикировавший на их пешую колонну, направляющуюся в сторону Калуги, советский Пе-2  с номерами моторов 1356 и 1528 был приписан к 46-му скорострельному бомбардировочному полку 77-й смешанной авиационной дивизии. Базировался он в нескольких километрах от места своего падения, на аэродроме Степыгино. Интересно, что выпущен он был на 22-м авиазаводе всего более чем за сорок дней до своей гибели, 30 сентября 1941 года.

В часть же эта крылатая машина, разить врага которой в те тяжелые военные годы было отпущено всего около недели, попала 2 октября 1941 года, совершив до того трагического вылета всего  шесть боевых.

Выяснили калужские любители военной истории и имена всех трех членов экипажа самолета. Ими оказались командир экипажа младший лейтенант Виктор Михайлович Денисов, второй пилот (штурман) младший лейтенант Иосиф Петрович Кравцов и стрелок-радист сержант Николай Степанович Гришин.

69018_31695

Слева направо: В.М. Денисов, И.П. Кравцов, Н.С. Гришин.

И здесь предстояло сделать самое важное, то, без чего, как без сохранения самой памяти о прошлом, невозможна связь поколений, – нужно было найти родственников погибших героев.

Как признался Марченков, быстрее всего, к его удивлению, нашли потомков младшего лейтенанта Кравцова, до призыва в армию проживавшего в Лисичанске Луганской области. Сделать это удалось благодаря тому, что его внук Андрей, ныне проживающий в Испании, буквально каждый день в свободное время занимался поисками своего деда. В один из таких дней на просторах Интернета ему каким-то чудом на глаза попался материал о  заседании областного правительства, на котором заместитель губернатора Руслан Смоленский рассказывал о поднятом поисковиками самолете и называл имена членов его экипажа.

Довольно скоро нашли и родственников командира самолета младшего лейтенанта Денисова, которые обнаружились в Нижнем Новгороде. Их удалось найти благодаря работе нижегородского поискового объединения «Курган» и его исполнительного секретаря Фёдора Дроздова. Именно он обратился на региональное телевидение с просьбой о поиске родственников. Этот репортаж увидели соседи родственников Денисова и позвонили им.

Самыми же тяжелыми оказались поиски потомков сержанта Гришина. Сложность состояла в том, что искать пришлось сразу по нескольким городам, связанным с именем этого героя, так как по сведениям, которыми располагали поисковики, учился он в Томске, писал письма сестре в Семипалатинск и братьям в Ленинград и Новосибирск. Тем не менее и с этой задачей, как рассказал Марченков, «Военный историк» справился. Ведь, по словам Льва Марченкова, главное правило «Военного историка»– использовать все возможности для установления  имени найденного солдата и поиска его родственников. Если родственники найдены, то мы ни одного одиночного погибшего бойца не захоранивали и не захораниваем в братских могилах. Кроме того, «Военный  историк» не просто передает останки родственникам. Бойцы отряда стараются по возможности  и сами принимать участие в церемонии перезахоронения погибших на их родине и отдать честь павшим войнам.

9 Мая, в День Победы, у деревни Космачи откроется памятник геройски погибшему экипажу Пе-2, совершившему огненный таран и выполнившему до конца то, что велело им их сердце.

Наша справка

Калужская областная военно-патриотическая организация «Военный историк» объединяет любителей военной истории времен Великой Отечественной и Второй мировой войн. Появилась организация еще во времена зарождения поискового движения в СССР, в конце 1980-х годов. На сегодняшний день «Военный историк» объединяет сразу несколько поисковых организаий и отрядов из Калуги и Подмосковья. Председатель организации со дня ее основания — Виктор Владимирович Сапожников.

Пе-2 – самый массовый советский пикирующий бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. В армии имел прозвище «Пешка». Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. В военные части Пе-2 начал поступать в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Основными целями Пе-2 были железнодорожные станции, мосты, дороги, колонны автотранспорта и бронетехники, полевые артиллерийские части, аэродромы, склады боеприпасов и непосредственно позиции вражеских войск на передовой.

Алексей Калакин.
Фото предоставлено Калужской областной военно-патриотической организацией «Военный историк».