Мы уже рассказывали, как 21 марта этого года съёмочную группу «Малоярославец ТВ» позвало в дорогу чрезвычайное событие: в Бабынинском районе Калужской области поисковики обнаружили самолёт времён Великой Отечественной войны (подробнее здесь: https://malkray.ru/glavnyie-temyi/2015/03/23/vernuli-iz-nebyitiya-imena-eshhyo-tryoh-geroev-velikoy-otechestvennoy-voynyi/). Видеокадры находки поисковиков, отснятые нашей телекомпанией, тогда показали на федеральном канале «Россия-1», а также ГТРК «Калуга» и в программе «Малоярославецкий край. События недели».
Тогда поисковики заверили, что а месте героической гибели экипажа будет установлен памятный знак. Своё слово они сдержали.
Сегодня, 9 мая, в Бабынинском районе, как сообщает газета «Весть», у деревни Космачи на месте падения самолёта открыли памятник героям, погибшим во время Великой Отечественной войны. На нём запечатлены имена сержанта Николая Степановича Гришина, младших лейтенантов Иосифа Петровича Кравцова и Виктора Михайловича Денисова. Это члены экипажа самолета Пе-2. На 153-ем километре автодороги Калуга-Вязьма они погибли 10 октября 1941 года, совершив огненный таран на колонну фашистских захватчиков.
На мероприятии присутствовал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, заместитель председателя поискового объединения «Военный историк» Лев Николаевич Марченков, родственники погибших летчиков, администрация Бабынинского района и жители деревни Космачи.
Дарья Николаева.
Фото министерства внутренней политики
и массовых коммуникаций Калужской области, а также
из архива инфопортала «Малоярославецкий край».
Далее предлагаем вниманию читателей историю поиска, опубликованную в газете «Весть».
Героический таран: хроника пикирующего бомбардировщика от 1941-го до 2015 года
В начале октября 1941 года немецкие войска рвались к Калуге. Два бомбардировщика Красной Армии получили задание — разбомбить вражескую колонну, которая двигалась по дороге Калуга — Вязьма. Огнем зенитной артиллерии противника одна из крылатых машин была подожжена. Все лётчики погибли…
Командир второго экипажа младший лейтенант Есин прибыл в полк и доложил, что экипаж в составе пилота младшего лейтенанта Денисова Виктора Михайловича, штурмана лейтенанта Кравцова Иосифа Петровича и стрелка-радиста сержанта Гришина Николая Степановича сгорели в самолёте.
Спустя почти 75 лет с тех событий калужским военным археологам из областной военно-патриотической организации «Военный историк» удалось поднять остатки сбитого самолета и назвать имена погибших героев.
О том, как это было, нам рассказал заместитель руководителя Калужской областной военно-патриотической организации «Военный историк» Лев Марченков.
От «легенды» к фактам
Началом истории с поиском бомбардировщика Пе-2, по словам Льва Марченкова, послужило письмо Павла Ивановича Глухова из подмосковного Троицка на адрес Калужского краеведческого музея, в котором тот писал, что в 1958 году при сельхозработах на полях у деревни Космачи Бабынинского района в земле им были найдены десятки фрагментов листов дюралюминия.
Информацию эту было решено проверить. И 13 марта нынешнего года группа энтузиастов областной военно-патриотической организации «Военный историк» выехала на место предполагаемой гибели бомбардировщика и его экипажа.
Из рассказов местных жителей, в том числе многочисленных ныне живущих там свидетелей событий осени 1941 года, о пикирующем на колонну фашистов бомбардировщике поисковикам стало ясно, что информация верная.
Особенности поиска
Приступили к раскопкам. Проведение их осложнялось не только тем, что буквально в паре метров проходит оживленная трасса Калуга — Вязьма, но и самими обстоятельствами гибели самолета, в результате которых его фрагменты и останки тел экипажа были разбросаны на многие десятки метров. Обстоятельства эти, как рассказывает поисковик, заключались в том, что в своем боекомплекте Пе-2 нес почти тонну взрывчатки, кроме того, в топливных баках находилось немалое количество горючего. В результате все это при падении бомбардировщика на колонну фашистов привело к сильному взрыву, перемешавшему и разбросавшему на местности как советскую авиатехнику и летчиков, так и солдат противника.
Впрочем, уже первый осмотр дал результаты: на глубине штыка лопаты поисковики обнаружили большое количество частей агрегатов и фюзеляжа советского самолета, что подтверждает факт его падения именно в этом месте, в семи метрах от дороги на 153-м километре трассы Калуга — Вязьма.
Дальше – больше. Экскаватором начали снимать грунт. Показалась голубая, необычная для тех мест, глина, что только прибавило уверенности поисковикам, знавшим, что в такой цвет, сохраняющийся десятилетиями неизменным, она окрашивается только при попадании в нее большого количества керосина и других горюче-смазочных материалов.
В результате вырыли яму почти в четыре метра глубиной. Нашли три единицы вооружения — крупнокалиберный и два скорострельных пулемета, части приборной панели и топливной системы самолета, которые, кстати говоря, по уже достигнутой договоренности займут свое место в соответствующем стенде в отделе патриотического воспитания городского досугового центра Калуги.
Однако главного результата экспедиции, того артефакта, по которому можно было бы выяснить, что это был за самолет, и установить имена его героического экипажа, все еще не было.
По словам Льва Марченкова, таких артефактов, а вернее, групп артефактов, у поисковиков существует несколько. Первая – это останки погибших, а также документы, награды и прочие личные вещи. Но в данном случае все это «не работало», так как остатки планшеток летчиков были растащены местной ребятней еще в октябре 1941 года, а останки самого погибшего экипажа по приказу немцев были тогда же сожжены и непригодны для идентификации.
В итоге вся надежда оставалась только на установление данных о самолете по серийному номеру одного из моторов крылатой машины. Всего их было два. Однако один из них, как рассказали поисковикам местные жители, при реконструкции дороги в 1962 году был уже найден и перевезен на Калужский турбинный завод, где хранился некоторое время, а потом был отправлен в Москву, там его следы и затерялись. Но все же в результате почти дня непрерывного поиска такой важный остаток крылатой машины все-таки удалось найти.
Возвращенные имена
И началась работа в архивах — вторая, но не менее важная, нужная и ответственная часть работы всех военных археологов. По ее итогам через несколько дней после завершения экспедиции удалось установить, что это был за самолет.
Как оказалось, подбитый противником и спикировавший на их пешую колонну, направляющуюся в сторону Калуги, советский Пе-2 с номерами моторов 1356 и 1528 был приписан к 46-му скорострельному бомбардировочному полку 77-й смешанной авиационной дивизии. Базировался он в нескольких километрах от места своего падения, на аэродроме Степыгино. Интересно, что выпущен он был на 22-м авиазаводе всего более чем за сорок дней до своей гибели, 30 сентября 1941 года.
В часть же эта крылатая машина, разить врага которой в те тяжелые военные годы было отпущено всего около недели, попала 2 октября 1941 года, совершив до того трагического вылета всего шесть боевых.
Выяснили калужские любители военной истории и имена всех трех членов экипажа самолета. Ими оказались командир экипажа младший лейтенант Виктор Михайлович Денисов, второй пилот (штурман) младший лейтенант Иосиф Петрович Кравцов и стрелок-радист сержант Николай Степанович Гришин.
Слева направо: В.М. Денисов, И.П. Кравцов, Н.С. Гришин.
И здесь предстояло сделать самое важное, то, без чего, как без сохранения самой памяти о прошлом, невозможна связь поколений, – нужно было найти родственников погибших героев.
Как признался Марченков, быстрее всего, к его удивлению, нашли потомков младшего лейтенанта Кравцова, до призыва в армию проживавшего в Лисичанске Луганской области. Сделать это удалось благодаря тому, что его внук Андрей, ныне проживающий в Испании, буквально каждый день в свободное время занимался поисками своего деда. В один из таких дней на просторах Интернета ему каким-то чудом на глаза попался материал о заседании областного правительства, на котором заместитель губернатора Руслан Смоленский рассказывал о поднятом поисковиками самолете и называл имена членов его экипажа.
Довольно скоро нашли и родственников командира самолета младшего лейтенанта Денисова, которые обнаружились в Нижнем Новгороде. Их удалось найти благодаря работе нижегородского поискового объединения «Курган» и его исполнительного секретаря Фёдора Дроздова. Именно он обратился на региональное телевидение с просьбой о поиске родственников. Этот репортаж увидели соседи родственников Денисова и позвонили им.
Самыми же тяжелыми оказались поиски потомков сержанта Гришина. Сложность состояла в том, что искать пришлось сразу по нескольким городам, связанным с именем этого героя, так как по сведениям, которыми располагали поисковики, учился он в Томске, писал письма сестре в Семипалатинск и братьям в Ленинград и Новосибирск. Тем не менее и с этой задачей, как рассказал Марченков, «Военный историк» справился. Ведь, по словам Льва Марченкова, главное правило «Военного историка»– использовать все возможности для установления имени найденного солдата и поиска его родственников. Если родственники найдены, то мы ни одного одиночного погибшего бойца не захоранивали и не захораниваем в братских могилах. Кроме того, «Военный историк» не просто передает останки родственникам. Бойцы отряда стараются по возможности и сами принимать участие в церемонии перезахоронения погибших на их родине и отдать честь павшим войнам.
9 Мая, в День Победы, у деревни Космачи откроется памятник геройски погибшему экипажу Пе-2, совершившему огненный таран и выполнившему до конца то, что велело им их сердце.
Наша справка
Калужская областная военно-патриотическая организация «Военный историк» объединяет любителей военной истории времен Великой Отечественной и Второй мировой войн. Появилась организация еще во времена зарождения поискового движения в СССР, в конце 1980-х годов. На сегодняшний день «Военный историк» объединяет сразу несколько поисковых организаий и отрядов из Калуги и Подмосковья. Председатель организации со дня ее основания — Виктор Владимирович Сапожников.
Пе-2 – самый массовый советский пикирующий бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. В армии имел прозвище «Пешка». Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. В военные части Пе-2 начал поступать в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. Боевое применение этого бомбардировщика было достаточно успешным по меркам того времени. Основными целями Пе-2 были железнодорожные станции, мосты, дороги, колонны автотранспорта и бронетехники, полевые артиллерийские части, аэродромы, склады боеприпасов и непосредственно позиции вражеских войск на передовой.