В январе 2014 года Малоярославецкая городская картинная галерея имени Е.А. Чернявской отмечает большое событие в культурной жизни нашего города: 130 лет со дня рождения Афанасия Ефремовича Куликова. Жителям и гостям города представляется уникальная возможность впервые познакомиться с графическими работами А.Е. Куликова из фондов галереи в экспозиции, подготовленной ко дню рождения мастера.

Афанасий Ефремович Куликов родился 14 января 1884 года в деревне Исаково близ Малоярославца. Семья Куликовых была большой, бедной, но крепкой, со своими традициями и воспоминаниями. Отец играл на гармонике, чинил часы, читал по усопшим Псалтырь, мать слыла по деревням повитухой и знахаркой.
В 6 лет отец привез из города «Азбуку», началось учение. Год Афанасий провел в церковно-приходской школе. Детские годы будущего художника проходили традиционно для деревенского мальчишки. Он помогал по хозяйству, плел корзинки, долгими зимними вечерами слушал сказки, легенды, песни. Уже в детстве проявлял страсть к рисованию.
В 12 лет Афанасий был отдан «в люди» в Москву. Работал в лавке купца Мясникова. Но мысль о карьере приказчика его не привлекала, и брат нашел для него место ученика в иконописной мастерской, где Афанасий провел 5 лет. По окончании учебы ему предложили место мастера, но он отказался и поступил в стенолазную школу, где учили расписывать стены церквей.
Дарование, которым, безусловно, был наделен Куликов, его трудолюбие дали ему возможность быть зачисленным в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В его стенах Куликов провел с 1906 по 1912 годы. Преподавателями были замечательные русские художники: Н. Касаткин, А. Васнецов, С. Иванов и В. Серов. Из училища Куликов вышел без официального звания из-за неверия в свои силы написать достойную картину на звание художника, по этой же причине не участвовал в выставках. Тем не менее он стал известной фигурой среди московских подрядчиков. В том же году Афанасий возглавил артель по росписи Елоховского собора в Москве.

Планы его были ясны: заработать денег, чтобы купить усадебную землю, выстроить дом, на два года обеспечить жену и детей (к этому времени он был уже женат и имел 3 детей), а самому уехать за границу для самосовершенствования.
В 1915 году в Малоярославце на улице Ивановской был построен дом, а вот поездку за границу пришлось отложить на неопределенный срок из-за начавшейся в 1914 году 1-ой Мировой войны. В 1917 году Афанасия Куликова отозвали с военной службы в художественную секцию Культотдела Московского Совета солдатских депутатов. В том же году он впервые принял участие в выставке «Мир искусства». В 1918 году художник был демобилизован и поступил на службу в московский Пролеткульт, где зани- мался росписью агитпоездов. В 1920 году Куликов уезжает в Малоярославец, работает в школе и Народном доме железнодорожников.
В 1924 году за роспись подносов Афанасий Ефимович получил диплом 2-й степени, за эскизы кустарных работ — золотую и бронзовую медали на международной выставке в Париже.
В том же году Куликов был принят в члены Калужского филиала Ассоциации художников революционной России. Это открыло ему возможность участия в выставках, помогало в получении заказов.
В 1930 году Куликов стал членом «Союза советских художников». Начиная с 30-х годов, он все больше занимается живописью и вскоре полностью переходит к ней. Большое место в творчестве А.Е. Куликова уделено военно-исторической теме. В годы Великой Отечественной войны он пережил немецкую оккупацию, посчитав, что не вправе уехать из города в такое тяжелое для всего народа время. Военные работы Афанасия Куликова необычны для советского искусства. В них нет крови, все предельно сухо и зловеще, это — рассказы очевидца, а не пропагандиста. Куликовым написано несколько полотен о немецкой оккупации. Эти картины звали к борьбе, к мщению. И понятно было обращение художника к далекому историческому прошлому, к героическим его страницам. Так появляется картина «Александр Невский на Новгородском вече». Очень ярко и убедительно художник передает мужество, душевное благородство этого воина. В послевоенные годы А. Куликов пишет портреты и пейзажи. Его заслуга была и в том, что он воспитал настоящих художников — сыновей Василия и Владимира. Вместе они восстанавливали храмы, занимаясь поновлением икон и стенописей. Афанасий Куликов дожил до середины 20 века, он умер 15 марта 1949 года в своем доме в Малоярославце.
Афанасий Ефремович Куликов — живописец, график, иллюстратор, художник театра, монументалист. Но, в первую очередь, он известен как создатель школы советского лубка.
Лубок — это русская народная картина, полученная отжимом на бумаге с резного изображения на деревянной (чаще липовой, «лубовой») доске. В 1917 году, когда Афанасия Куликова отозвали с военной службы для работы в художественной секции Культотдела Московского Совета солдатских депутатов, его работы привлекли внимание — это были лубки на тему войны и революции. Революция с её усиленным интересом к агитации получила «своего мастера» в лице Афанасия Куликова. В лубке «Чем черт не шутит, когда Бог спит» на одной половине показаны все пороки самодержавия: кабаки, скачки, картежная игра, разбой, тюрьмы, небоскребы и нищета. На другой предстаёт совсем иная картина: честный труд, любовь, свобода, наука, искусство, театр для всех — «если Бог проснется».
А.Е. Куликов стал первым в ряду художников советского лубка, но его творчество было далеко от исключительно революционных требований времени. Это было именно искусство, глубоко личностное переживание. А. Е. Куликов смог понять и показать особенности советского времени, в котором жил сам.
В 1921 году, когда закончилась Гражданская война, перед Госиздатом стояла задача выпуска быстрых «летучих изданий», «разъяснявший происходящий момент» доходчиво и наглядно. Не только плакат, но и лубок привлек внимание Госиздата, первого приступившего к массовому изданию новых картинок. Афанасий Куликов был уже известным мастером и попал в число первых художников, приглашенных для выполнения этой работы. Народное искусство превращалось в «оружие» советской власти. Доступные, понятные по форме произведения наполнялись новым содержанием. Куликов был не только замечательным художником, но и мастером слова. Он писал стихи, сочинял частушки на злобу дня, сопровождал свои лубочные рисунки интересными текстами. Например, в лубке «Крестьянка»: веселые, счастливые женщины с полными корзинами яиц идут в потребобщество. Здесь же текст: «Крестьянка, не продавай яиц частнику, он наживается на твоем труде. Сдавай яйца или кооперативному корзинщику, или прямо в лавку своего кооператива».
Лубки, выполненные в то время на плохой серой бумаге, и сейчас могут удивлять своими яркими красками, которые Куликов изготовлял собственноручно по рецептам, известным ему еще по годам ученичества. «Картинки» в лубочном жанре сразу же уходили в народ, с их помощью художник говорил с простыми людьми на понятном им языке, он дарил людям, непросвещенным в искусстве, радость, оптимистическое настроение.
Мы отмечаем день рождения Афанасия Куликова в дни рождественских святок, и символично, что именно в эти дни в картинной галерее открылось еще две праздничные выставки. Уже традиционно в январе свои фотоработы предоставили протоиереи Андрей Лобашинский («Афон — далёкий и близкий») и Александр Эггерс «Зеркало души». А также выставка работ учащихся студии изобразительного искусства «Волшебная кисточка» под руководством художника-педагога М.Г. Чернышёвой «Рождественский подарок». Так что посетители смогут увидеть сразу три новых выставки, и хотя произведения, представленные в них различны по жанрам, однако все они объединены общей духовностью, ведь искусство, сколько бы лет ни было автору и в какое бы время он ни жил, призвано нести в наш мир красоту и оптимизм.
Елена Никифорова, научный сотрудник картинной галереи.
Адрес картинной галереи: г. Малоярославец, пл. Ленина, д.17, т./факс: 2-14-04; e-mail: mkgalereya@mail.ru.