ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КАРТИНКИ

Я приглашаю вас в музей

В Малоярославецкой городской картинной галерее имени Е.А. Чернявской проходит новая персональная выставка живописи Юрия Васильевича  Шерова, творчество  которого разительно отличается от творчества большинства художников. Калужский искусствовед Владимир Обухов назвал стилистическую манеру  Шерова «нео-наивом», где за основу взято наивное,  примитивное, простое искусство, но доведенное до профессионального уровня.

 Прощенное Воскресение. холст масло. 64х38. 2014

Наша галерея впервые представила творчество художника в 2011 году выставкой «Жили-были…».  Работы автора имели тогда большой успех, а реакция на его полотна превзошла все ожидания. На картинах можно было увидеть узнаваемые с первого взгляда всеми горожанами места: вокзал («Лучшие веники у бабы Любы»), улица Московская («Новый урожай»), «Улица Почтовая». Нынешняя экспозиция продолжает тему провинциального города, отсюда и название: «Провинциальные картинки». Здесь есть произведения,  сделанные по мотивам работ, которые уже демонстрировались прошлый раз, такие как: «Он обещал вернуться», «Пункт приёма стеклотары». Однако  если в тех картинах какие-то вещи были лишь условно обозначены, то  в этих полотнах уже больше конкретики, чёткости, они наполнены новыми деталями, нюансами. Ведь у художника со временем появляется больше информации, что-то переосмысливается, переоценивается. Если на прошлой выставке, в произведениях были указаны точные адреса, то теперь автор старается уходить от реальности как таковой, заменять её скомпонованными, сочиненными пейзажами («Угасающий вечер», «Грибной сезон»).

Художник  в основу своих работ берёт не какие-то исторические, поэтические  темы, его больше привлекают социальные сюжеты нашего времени, примерно, с начала 90-х годов. Сам художник так говорит о своём творчестве: «Я, конечно, хотел бы затронуть и советский период, но я тогда был еще маленький, мало чего помню, а у кого-то смотреть подсказки не хочется. На самом деле, я считаю, мы никуда не ушли из Советского Союза,  особенно в маленьких провинциальных городках.  Убери с улиц иномарки, рекламные щиты, и останутся те же самые бабушки в своих шубках, которые они носят десятилетиями. Я  прекрасно понимаю, что если бы я жил по-прежнему в Обнинске, а не в Малоярославце, многие сюжеты, которые здесь представлены,  просто не появились бы. Достаточно пройтись по улице, чтобы появилась тема для картины. Сама атмосфера старого города – деревянные дома, колонки – постоянный источник для творчества. Однажды я увидел, как цыгане на санках везут ванну, я сразу представил, что в ванне сидит русалка и моется. Вот так и появляются картины».

109459634_pochtovaya_ul_2011_100x70

Интересна трактовка Юрия  Шерова древнегреческого  мифа «Икар». Автор, как и все художники, изображающие какую либо аллегорию, отражает своё стремление вырваться из повседневности, улететь к солнцу. Но у деревенского Икара нет шансов улететь от компании, распивающей  на троих, падающие перья не дают ему надежды.

Безусловно, привлекут внимание зрителей работы, специально написанные Юрием для московской выставки «Религиозные сюжеты в современном искусстве». Это не традиционная живопись по определенным канонам, а скорее бытовые зарисовки на тему православных праздников.

В картине «Пасха» оранжевое небо  по гамме напоминает крашеное яйцо. И настроение у людей светлое, праздничное. У всех в руках пасхальные яйца, они обмениваются ими со знакомыми. В центре две крупные женские фигуры. А вот человек здоровается, снимает шляпу, а яйцо у него на голове, ну, наверное, некуда было положить – руки заняты, везёт тележку. А вот мужчина идет в церковь святить огромное расписное яйцо, может страуса, а может, динозавра.

«Прощёное воскресенье».  Посреди улицы перед группой женщин с поникшей головой стоит мужичок, этакий деревенский весельчак и балагур. Вспомнил, что сегодня праздник, и пришел просить прощения. Женщины явно из  разных социальных слоёв, одна, к примеру, учительница, а другая – домохозяйка.  Возможно,  это его соседки, которым он не давал спокойно жить,  по пьяной лавочке денег у них просил или воровал яблоки из сада.  Дальше у калитки пара – возвращение блудного мужа  – он стоит на коленях перед женой, рядом валяется гитара. Это знаковое событие, что он вернулся домой именно в Прощёное воскресенье, об этом говорит и надпись: «Прости меня, котик!».

В работе «Благовещенье» мы видим девушку, этакую Деву Марию в современном интерьере. Она  сидит у окна, читает Библию, и в этот момент перед ней возникает ангел. Что ж, и в наше время может произойти чудо!

   В целом же, работы художника свидетельствуют о высокой профессиональной культуре,  творческой изобретательности и причастности к судьбам своих персонажей.  По словам Людмилы Сорокиной, «Юрий Шеров выбрал свой путь в искусстве. Но чтобы достучаться  до зрителя, тронуть его, надо постоянно оттачивать своё мастерство, работать над композицией, колоритом и другими средствами выражения художника. Результат постоянной работы – это та лёгкость, непринужденность, с которой автор выражает свои мысли на холсте. Это бесконечный путь совершенствования формы, как ищет глубины постижения произведения музыкант, постоянно играющий гаммы».

 

                                                                Е.А. Никифорова, научный сотрудник.

Фото автора.