Недавно в городе воинской славы состоялся фотоконкурс «Репортер», посвященный известному земляку, фотокорреспонденту Ивану Великанову. Фотоработы Виталия Подгурченко в номинации «Жанр» были удостоены первого места. Особенно хороша получилась «Ева» – черно-белый портрет девушки-староверки, встреченной где-то в ярославской глубинке. На снимке простое лицо с россыпью задорных веснушек. Кстати, это фото имеет и лидирующую позицию во всероссийском проекте «The best of Russia» («Лучшие фотографии России»). Этот масштабный конкурс, участником которого может стать любой фотограф -профессионал или любитель, призван запечатлеть год из жизни России в ярких неординарных фотографиях.
Виталий – автор нескольких персональных выставок, участник трехсот международных фотоконкурсов, прошедших под патронажем Международной федерации фотографического искусства FIAP. В пятидесяти из них его снимки получили призовые места.
Предчувствие момента, или Секреты мастерства
К сожалению, с появлением и массовым применением цифровой техники люди не стали снимать лучше. Иногда даже наоборот. Пленочная технология сложна, но гораздо более интересна. Осваивая ее, нужно полностью изучить процесс, перелопатить массу специальной литературы. С «цифрой» же все предельно ясно – просто жми затвор!
– Чтобы снимок получился хорошим, его прежде нужно продумать! Представить идею, композицию. А техника только помогает воплотить эту идею в жизнь, дает больше возможностей приблизить к совершенству, – делится Виталий.
Автор снимка должен чувствовать натуру, иметь внутреннее видение мира. У хорошего фотохудожника видение снимка может возникнуть моментально, когда за считанные секунды схватывается главное в кадре. Профессиональный фотохудожник вырабатывает предчувствие момента, когда именно нужно нажать кнопку – не раньше, не позже. Ведь интересный сюжет порой длится доли секунды! И его нужно поймать – второй попытки может не быть.
Опыт студийной работы показывает, что большинство людей скованы перед камерой, и задача фотохудожника – расслабить, расположить их к себе, понять, чем они живут, почувствовать их ожидания от фотосессии. Вот почему Виталий предпочитает встречаться со своими моделями еще до фотосессии.
– Однажды молодая пара попросила меня сделать «лав стори» в качестве свадебной фотосессии, – продолжает Виталий. – Раньше я никогда не снимал такое. Из разговора с молодыми выяснилось, что по специальности они архитекторы и познакомились на работе. Я понял, что снимать их в офисе – гиблое дело. И мы нашли необычное строение под Обнинском с винтовой лестницей. Пока шла съемка, я понял, насколько хорошо эти люди знают нюансы своего дела, и фотосессия получилась!
Профессиональный фотограф должен быть не только неплохим психологом. Он должен любить своих моделей, иначе снимки будут неживыми.
Убегающая натура
Обстоятельства, связанные с рождением первого снимка, который, к сожалению, не сохранился в авторском архиве, напоминают незатейливый комедийный сюжет с погоней. Четвероклассник Виталий попытался сфотографировать первоклашек Олю и Аню, но те застеснялись и пустились наутек. И все же будущему мастеру фотожанра удалось их обхитрить. Уловив момент, когда девочки подумали, что снимают не их, а панораму города, и развернулись к объективу, он щелкнул затвором. Получился замечательный кадр, в котором крупным планом были запечатлены радостные девичьи лица, а фоном – панорама Малоярославца. Виталий признается, что процесс погони за моделями еще тогда ему очень понравился и даже дал толчок для развития навыков, необходимых для работы над качественными жанровыми снимками.
Кредо мастера
Герой нашего рассказа не стремится показывать в кадре негатив, изнанку жизни. Такие снимки могут быть выполнены вполне профессионально. Но их пессимизм создает у зрителя тяжелое настроение, усугубляя проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться каждый день.
Виталий старается подмечать в кадре позитивные, добрые моменты с элементами юмора. Таков, например, его «Банный день» – идущая в баню бабуля накрыла голову тазом (может быть, от дождя). Или два кота на фото «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Живой устроился на флюгере и смотрит в сторону, противоположную направлению взгляда своего металлического сородича.
Интересная история связана со снимком «Парад», на котором рядом с командующим, отдающим честь, бежит собака и преданно смотрит на бравого вояку. Виталий рассказывает, что эту собаку даже за колбасу невозможно было увести с парадов и других массовых мероприятий – так она любила в них поучаствовать!
Градиенты серого
Виталий нередко прибегает к черно-белой гамме. Считает, что в некоторых случаях черно-белые фото смотрятся выигрышнее цветных. Именно на них отчетливей проглядываются сюжетная линия, задумка, мысль, идея – внимание зрителя не отвлекает буйство красок. Черно-белые фото скрадывают изъяны натуры – несовершенства кожи, форм – и выгодно подчеркивают достоинства.
Но чтобы черно-белый снимок при переводе из цветного не оказался плоским, безжизненным, нужно знать много тонкостей, уметь варьировать оттенки серого. Это достаточно сложный процесс и целая наука.
– Фотография – это стиль жизни: и отдых, и работа одновременно, – рассказывает Виталий. – В процессе фотосъемки постоянно чему-то учишься, узнаешь новое. А удовольствие, полученное в путешествиях по стране в поисках новых кадров, вообще ни с чем не сравнить. И я бы ни за что не променял это беспокойное хобби на диванное времяпрепровождение. С другой стороны, фотография – это творческий процесс, а для творчества нужно вдохновение. Муза капризна, она подвержена сезонным колебаниям, перепадам настроения. Иной раз и за два месяца не сделаешь ни одного стоящего кадра, а иногда можно по наитию и больше тысячи нащелкать. С приходом «цифры» в работе фотографа многое изменилось – упростилось, ускорилось. И все-таки я убежден, что создание пленочной фотографии – это настоящее волшебство, которое не может дать даже самая совершенная цифровая техника. И с ним обязательно нужно знакомить детей.
Виталий Подгурченко фотомастерству обучался самостоятельно. Ради хороших снимков мастер объездил полстраны: он побывал в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Севастополе, Астрахани, Перми, Брянске, Ярославле и многих других городах. Важную роль в становлении фотохудожника сыграло сотрудничество с местными и областными газетами.
Одним из главных своих наставников Виталий считает известного калужского фотографа Николая Низова, у которого удалось многому научиться. Виталий и сам теперь является опытным наставником юных, возглавляя фотостудию в Малоярославце, где премудростям мастерства обучаются 20 ребят.
Фотохудожник уверен, что лучший свой кадр он еще не снял, а значит, нет времени «почивать на лаврах»!