У японских керамистов был обычай, завершая изделие, оставлять вмятины в его еще не отвердевшем теле. Чтобы человек, который столетия спустя станет пить из этой чашки, вложил руку в руку мастера. Это называлось рукопожатием через вещь. Художественная форма – не «безгласная вещь», а обиталище авторского замысла, даже «творческого Я». И встреча с произведением всегда становится встречей с его творцом. Знаменитый пианист и педагог Г. Нейгауз, например, писал, что для него главное в искусстве – видеть «через искусство» большого человека, будь то Бетховен или Пушкин, Толстой или Микеланджело. И для него не так важно даже, высказывается этот человек в мраморе, в слове или в музыке. Режиссер Андрей Тарковский отмечал : «… Искусство возникает и утверждается там, где существует вечная и неутолимая тоска по духовности, идеалу, собирающая людей вокруг искусства. Ложен путь, по которому устремилось современное искусство, отказавшееся от поисков смысла жизни во имя утверждения самоценной личности. Мы постепенно забываем об этом, закономерно теряя и ощущение своего человеческого предназначения..
Нельзя отрицать тот факт, что в наше время общество, как никогда, подвергается влиянию кино и изменяется вследствие этого влияния. В России, например, еще в 1916 г. министр внутренних дел А.Н. Хвостов выступал в поддержку государственной монополии на кинематограф, считая, что кино должно быть средством воспитания населения. Россия всегда была страной высокой духовности, великих писателей и просветителей, и сегодня кино, как самое массовое из всех искусств, имеет особое значение для сохранения лучших традиций отечественной культуры, укрепления нравственных основ.
Кино действительно обладает огромными ресурсами для создания «новой» ценностной системы общества. И здесь мы вспоминаем о православном искусстве, в систему которого входит и православный кинематограф.
Увлеченный во время сеанса событиями на экране, завороженный его гипнотическими пассами, зритель, выйдя из кино, вряд ли разряжается, избавляется от мучающих его комплексов. Он или испытывает зависть к всегда побеждающим героям, к сказочно роскошной жизни и подавленный возвращается к своей серой, будничной жизни или же ощущает прилив агрессивных эмоций, желание испытать судьбу любыми средствами, рискуя всем. Люди с неустойчивой психикой (особенно молодые) легко поддаются этой зловещей магии экрана. Кино особенно глубоко воздействует на детскую и подростковую аудиторию в социальных, нравственных и психологических аспектах.
Российские власти до сих пор ищут идеологию, способную объединить и вывести страну из крупнейшего социально-психол
Благочинный протоиерей Александр Эггерс, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, на открытии творческой встречи с Народной артисткой РФ, режиссером Еленой Октябревной Цыплаковой, в рамках ХХII Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча, проходившей в актовом зале средней школы №4 отметил, что недостаток современного кинематографа заключается как раз в потере нравственных ориентиров.
- Мы потеряли главное – нравственное начало, — пояснил пастырь. Фильмы и телевидение пропагандируют с экрана не только моду, но выполняют функции и более сложного воздействия на зрителя, они диктуют ему образ жизни, образ чувств, модели психологических и социальных реакций, систему мировоззрения. Атака идет как на сознание, так и на подсознание человека. Идеологическое воздействие на человеческое сознание и подсознание является одной из форм разновидности ведения войны, которая некоторое время назад получила название «информационной»
. Фильмы и телепередачи о преступлениях подчас воспринимаются как инструктаж, которому в точности следуют реальные убийцы, грабители, мошенники. Мода рождает не только одинаковые прически и костюмы, но и одинаковые поступки…
На встречу с известной артисткой пришли педагоги школ города и района, представители органов власти, духовенство благочиния. Елена Цыплакова привезла с собой фильм-спектакль «Мать Иисуса» для показа его малоярославецкой аудитории. Представленный фильм — режиссерск
Тридцать третий год нашей эры. Все события происходят в доме Марии — Матери Иисуса. После Его казни прошло три дня… Собравшиеся люди понимают, что произошло нечто более значительное, чем просто казнь какого-то пророка. Каждый для себя пытается ответить на вопрос, в чем же загадка личности Иисуса Христа. А у дома уже стоит толпа страждущих, видящих в матери Иисуса спасительницу от всех бед… Как «Мать Иисуса» выделяется на фоне всех произведений драматурга Володина, так и спектакль выделяется на фоне постановок московских театров. Спектакль решен в нарочито «евангельском» стиле – декорации, костюмы и, главное, музыка отсылают нас на две тысячи лет назад. В музыкальной основе спектакля – ближневосточные христианские песнопения, тексты их были переведены с арабского языка на арамейский. Но, несмотря на все это, спектакль остается пронзительно современным. «Мать Иисуса» перекидывает мостик к сердцу каждого зрителя, ведь верить – это как раз очень просто…Встреча с Еленой Цыплаковой прошла удивительно тепло и искренне. Педагоги городских школ поблагодарили Цыплакову за возможность прикоснуться через киноискусство к теме христианства. Заместитель главы городской администрации Л.И. Горохова вручила гостье на память книгу об истории города, а директор школы Т.Е. Иванова — сувениры, выполненные руками детей. И завершая творческую встречу, протоиерей Александр Эггерс, как организатор встречи, поблагодарил Народную артистку РФ от лица всех православных зрителей.
Главная часть храма — алтарь. В нем совершается священнослужител
Наталья Ячник, заслуженный работник культуры РФ,
помощник благочинного Малоярославецког
Калужской епархии по культуре.