Школьная дискуссия
Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпения переносить слабости людей, окружающих его.
Л. Толстой.
Все мы, от детей до убелённых сединой, живём в сложном и постоянно меняющемся мире. И вокруг люди — в школе, на улице, транспорте. Они такие же, как и мы, и одновременно другие, отличные от нас. Каждый словно микрокосмос, со своими взглядами, характером, интеллектом. А искусством общения и понимания обладают далеко не все. На этой почве довольно часто возникают конфликты, и весьма серьёзные. Казалось бы, мелочь: толкнули нечаянно, а извиниться забыли, или проблем выше головы (одолевают неприятности, близкие заболели), или просто нездоровится. Или извинились, а обиженному тон не понравился — слово за слово, и пошло-поехало…
14 ноября в помещении библиотеки средней школы № 2 учащиеся обсуждали слово «толерантность» в их понимании.
Проходя по коридору, обратил внимание на вывешенные листы ватмана, а на них в живописном беспорядке разные слова: милосердие, желание помочь ближнему, доверие, любознательность, снисходительность, чуткость и так далее. Фломастерами ученики выразили свои мысли по теме предстоящего обсуждения.
И вот зал библиотеки заполнен. Было выдвинуто условие: «Говорить только своими словами. Принимаются любые мнения».
Латинское слово «tolerare» — в русском языке имеет следующие значения: терпеть, переносить, выносить, привыкать. Ох уж эта тяга к словам иностранным! Как будто в русском языке подходящих слов нет? Толерантность — понятие сложное и имеет не только положительный, но и отрицательный смысл. Но разговор сейчас не об этом.
Для участия в круглом столе пригласили ответственного секретаря по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной администрации О.А. Макрецову и А.А. Джамаляна.
Заместитель директора школы Ирина Владимировна Дюдяева задавала вопросы, а учащиеся отвечали, как они думают и понимают. Она напомнила, что Декларация принципов толерантности подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами — членами ЮНЕСКО, включая и Россию. Основное понятие — «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Обсуждение начали с простого и понятного: взаимоотношений в классах, школе, способности решать конфликтные ситуации и так далее.
Таким образом, сами школьники, свободно высказываясь, формировали негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме; отмечали необходимость уважения к людям и их культуре и способность к межнациональному общению.
Учащихся поддержал и гость, уроженец Армении Азат Джамалян: «Развитой и образованной личности не нужно самоутверждаться тем, чтобы унижать кого-то другого. А уважение к другой культуре, нации и обычаям людей, что живут по-своему, по-другому, не мешая другим, — естественное качество разумного человека».
Его поддержала одиннадцатикласница Елизавета Сильченко, отметив, что во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. с фашистами воевали все народы, их дружба и взаимовыручка, помогли победить врага и возродить страну. Тогда все люди, независимо от национальности, помогали друг другу.
Прозвучала мысль, что важно вырабатывать способность признавать себя где-то и неправым. Это качество не обязательно подрывает веру в себя, а скорее, добавляет самокритике, помогает понять, что «мой бог, мое искусство и моя философия вовсе не исключают существование других богов, другого искусства и другой философии». Настоящие человеческие чувства взаимоотношений людей не накладывают на себя принцип неприятия, а жизнерадостны и непосредственны. Вот почему зачастую после реплик окружающих звучал смех и иронические замечания.
— Однако к пониманию толерантности надо относиться внимательно, — заметила Ольга Макрецова. И пояснила, что слова «выносить и привыкать» имеют разный смысл. Благое дело, когда людей учат жить не предубеждениями и слепой ненавистью, а разумно и по-доброму. С другой стороны, нельзя не задумываясь принимать те социальные группы и объединения, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность. Это уничтожает здоровое общество.
Девятиклассник Тимофей Орлов отметил, что в жизни людей важно понимание, тогда не будет ссор и конфликтов, что каждый думает и мыслит по-своему…
Следя за ходом дискуссии, отмечаю реплики Максима Фёдорова, которые были взвешенными, краткими и конкретными.
Подводя итог, надеюсь, что время, проведённое в подобном общении было потрачено не напрасно. Главное, как мне кажется, школьники осознали, что в жизни человек общается с разными людьми. Важно научиться уважать культурные и религиозные ценности как своего народа, так и представителей другого и научиться находить компромиссы. Люди, неспособные осознать эти истины, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от них повседневность. И вместо положительных эмоций они несут в общество недоверие и ненависть.
— На круглый стол пришёл без особого желания. Сейчас моё мнение изменилось, — поделился Павел Мельников. — В нашем городе живут люди разных национальностей, мы должны уважать их, а они — нас. А как же по-другому? Будет лучше и правильнее, если все мы будем относиться друг к другу спокойнее, терпимее и более дружелюбно.
Анатолий Тремпольцев.
Фото автора.