«Человек есть тайна…»

Вот так лаконично и загадочно был назван поэтический вечер супружеского дуэта С.И. Короткова и Е.Н Сапрыкиной, который прошел в музее-квартире  Ф. М. Достоевского . Это не просто название мероприятия, а можно сказать, краткое содержание всего вечера. Оно прекрасно отражает глубокий смысл, заложенный в строках стихотворений двух этих поэтов.

«Свежий взгляд»
Елена Сапрыкина и Сергей Коротков являются основателями и кураторами литературного объединения «Свежий взгляд». Уже четыре года поэты и прозаики, члены Союза писателей России, наряду с молодым поколением, делающим первые шаги в литературном ремесле, собираются в библиотеке № 158 города Москвы. Стоит отметить, что «Свежий взгляд» неразрывно связан с Союзом писателей России и Московским Литературным институтом, которому в декабре 2013 года исполнилось 85 лет.
Я попала туда, можно сказать, благодаря счастливой случайности. Одна моя знакомая, уже состоявшая в литобъединении, предложила мне посетить встречу с писателями и прочитать свои произведения. «Почему бы нет», — подумала я, и нисколько не пожалела о своем решении. Меня встретили достаточно тепло, внимательно выслушали и дали полезные советы. Было радостно слышать как похвалу, так и критические замечания в свой адрес.  Я понимаю важность взгляда со стороны, особенно, если это взгляд мастера.
Каждое последнее воскресенье месяца мы собираемся в библиотеке, чтобы обсудить работу, проделанную за время, прошедшее с последнего собрания. Мэтры делают нам замечания, поправляют, а бывает, и хвалят нашу работу. Любая критика — это огромная помощь в совершенствовании своего стиля, а похвала — оценка прогресса.
Среди членов литературного объединения есть люди разных профессий: публицисты, преподаватели, журналисты, музыканты, рабочие и даже летчик! Для любви к литературе нет, и не может быть ограничений. Каждый найдет себе место под крылом великого русского языка!
У литобъединения есть подопечная в интернате с. Богородское Ивановской области — Анна Аркадиевна Гаврилова — член Союза писателей, лауреат международной премии «Филантроп». Она сочиняет сказки, статьи и стихотворения. Недавно Анна Аркадиевна написала отзыв на статью принца Уэльского «Знание сердца». Этот отзыв был напечатан в журнале  «Русский инвалид» (издающийся с 1813 года. Мы надеемся, что отзыв рано или поздно будет прочитан принцем Чарльзом.

На собрании литературного объединения
На собрании литературного объединения

Пути российской словесности
На одном из собраний все члены литобъединения получили приглашения на литературный вечер С.И. Короткова и Е.Н. Сапрыкиной. Недолго думая, я решила пойти. Мне хотелось поближе познакомиться с их творчеством, послушать стихи, ведь, несмотря на то, что встречались мы каждый месяц, с поэзией своих наставников я была знакома лишь поверхностно. В назначенный день и час я приехала в музей и поразилась оживлению, царившему в холле. Гостей проводили в зал, где все, устроившись поудобнее, с нетерпением ожидали начала…Поэты не заставили долго ждать.
Но прежде, чем перейти к программе, я хочу немного рассказать о хозяевах вечера. Сергей Коротков — член Союза писателей России, талантливый поэт, лауреат международного конкурса поэзии, член жюри премии «Филантроп». Недавно получил премию имени Константина Бальмонта. Елена Сапрыкина тоже является членом Союза писателей РФ, а также его пресс-секретарем. Замечательная поэтесса, публицист, корреспондент «Литературной газеты», она написала около сорока статей о художниках Подмосковья и получила за проделанную работу Почётную грамоту министра культуры Московской области. Елена Николаевна работает в школе учителем математики. Остается только удивляться, как могут люди совмещать в себе столько уникальных талантов! Но Сергею Ивановичу и Елене Николаевне это удается. Следует отметить, что это не просто два талантливых человека, но и прекрасная семейная пара.
Среди гостей было много талантливых людей, под стать хозяевам. Поэты, писатели, публицисты, ученые, музыканты… Большинству хорошо знакомо творчество Сапрыкиной и Короткова.
Люди подтягивались на протяжении всего вечера, все кресла оказались заняты. Многие были готовы стоять в проходе, чтобы насладиться поэзией, тонкой.
Вечер начался с монолога о Ф. М. Достоевском, одном из самых выдающихся писателей России, великом мэтре российской словесности.
-Достоевский современен и актуален, ведь все, о чём он писал в своих книгах, мы видим и сейчас. Если подумать, ничего не изменилось, — сказал Сергей Коротков и прочитал  стихотворение «От Пушкинской до Достоевской». Прочитанное страстно, с чувством искренней преданности поэзии, оно убедило  каждого, что никто не прочтет произведение лучше, чем сам творец.
Елена Сапрыкина по ознакомила с подборкой своих ранних произведений. Прежде эти стихи нигде не печатались, Подборка оказалась очень удачной, и все в дальнейшем войдёт в сборник «Урбанистические сны».
В исполнении Сергея Короткова прозвучала поэма «Свиток». Как сказал сам поэт, это попытка разобраться, что происходило в советское время, в 90-е годы и что происходит сейчас. Как заточенный кинжал, врезалась в память и в сердце рифма, а сравнения и обороты поражали своей точностью.
Сын Елены и Сергея Иван тоже не чужд писательству. Гости вечера услышали его расказ. Впрочем, вечер радовал нас не только поэзией, но и музыкой. Композитор и певица Бетти Батлини исполнила два романса: «Низко кланяюсь полю родимому…» и «Об одном я прошу Господина Небес…». Бетти написала музыку на патриотические стихотворения Сергея Короткова и  вложила в исполнение  самые теплые чувства. Гости не могли остаться равнодушными. Свое выступление она закончила фразой:
-Я надеюсь, что душу России не убить никогда!
Сергей Коротков представил гостям уникального человека, — участницу Второй мировой войны, зенитчицу  Раису Александровну Исаеву. В 1942 году она добровольно вступила в ряды Красной Армии, стала разведчицей. После окончания войны Раиса Александровна  награждена  медалью «За Победу» и орденом Отечественной войны второй степени. Сейчас она пишет мемуары. Некоторые ее работы опубликованы в литературном журнале «Шарманка».
Поэт посвятил Раисе Александровне и ее боевым подругам стихотворение, порадовавшее ветерана и тепло встреченное публикой.
Член Союза писателей, поэт Петр Гулдедава рассказал гостям о литературном объединении «Свежий взгляд» и прочитал стихи, посвященные Сергею Короткову и Елене Сапрыкиной.

Е.Н. Сапрыкина.
Е.Н. Сапрыкина.
 С.И. Коротков.
С.И. Коротков.

Литература и школа
Заключительная часть вечера была посвящена образованию в наших школе и воспитанию будущих поколений.
-Нынешняя система образования предполагает сухое изложение материала. А этого недостаточно. Обучение в школах слабое, потому что учителя сами не знают, чем живет русская литература. Да и литература эта оставляет желать лучшего! — негодовал поэт. В подтверждение он открыл хрестоматию для 10-11 классов и, выражая возмущение, зачитал вслух строки стихотворений, которые назвал «духовным террором и богохульством». Вот, например, некоторые из них:
«Отвинчу я усталую голову прочь,
Побросаю колесики в дачную ночь
И свистульку из задницы выну…»,
или такие строки:
«И все повторилось сначала,
Я вспомнил Великим Постом,
Как женщина страшно рычала,
Распятая в койке крестом.»
Зал был возмущен не меньше Сергея Ивановича.
К слову, полное название хрестоматии «Шедевры русской литературы второй половины ХХ века». Можно ли причислить эти стихотворения к шедеврам — вопрос спорный. И здесь речь идет вовсе не о художественной ценности данных произведений, а о том, нужны ли такие стихи школьникам? Стоит ли знакомить наших детей в столь юном возрасте с подобной поэзией? Да, быть может, в рамках поэтического вечера все это могло бы прозвучать уместно и даже интересно, но едва ли  уместны эти строки на уроке литературы из уст учителя.
Мысль мужа поддержала Елена Сапрыкина. Сейчас она работает над книгой, «Мысли о воспитании» где собраны ее личные наблюдения и размышления. Прочитав несколько отрывков, поэтесса подытожила свое выступление тем, что для воспитания детей нужно брать только самое лучше, самое светлое, а все темное оставлять как дополнение, что само по себе познается на пути взросления. То, что поначалу кажется незначительным, в дальнейшем приводит наших детей в смятение, мешает им развиваться. Так, наши ошибки становятся их ошибками, и неизвестно, как они отразятся на будущем потомков.
-Учителя должны заботиться о своих учениках, поддерживать их, развивать в них лучшие качества. Без хороших, умных и нравственных учителей школа мертва! — сказала Елена Николаевна, и, думаю, многие согласятся с ней.
Затем на сцену вышла поэтесса  Н.Иванова с небольшим монологом о важности веры в жизни человека, о коллективной работе, требующей  усилий над собой, но приводящей к положительным результатам.
Завершил выступления Сергей Коротков стихотворением «Помню шорох…».  И бурными аплодисментами мы проводили этот вечер, пролетевший точно одно мгновение…

Мелисса Лоренс.
Фото автора.

***
Цветет черемуха, и плещется душа
В её волнах, как в перьях Серафима.
Черемуха светла и хороша,
Всегда жива, всегда неуловима.

В сетях ночных она к себе зовет
Все звуки дня — утихнуть и смириться.
Челнок луны шелка свои прольёт,
И в белом коконе закружится столица.

Но чуть кольнет запястье первый луч,
И ты услышишь тихий вздох привета —
Весь океан черемух из-за туч
Рассыплет градины сияющего света.

И звуки дня поднимутся, взойдут.
И загудит черемуховый улей.
И ты увидишь, как во мгле минут
Летит душа серебряною пулей.

***
Во мне так много собралось
Неосветленного пространства.
Откуда боль? Откуда злость
В тиши осеннего убранства?

В урбанистические сны
Погружена сама природа,
И старый небоскрёб сосны
Гостей встречает год от года.

И я среди его гостей,
И я в краю вселенской жажды.
Зима нам выбелит постель
В холодных сумерках однажды.

Зима нам высветит маршрут
До самой кромки мирозданья…
Осталось несколько минут
Чистосердечного признанья.

Елена Сапрыкина.

                 Свиток

Я прочитал стихи приятеля,

И стало вольно и хмельно.

Как будто мысль, что долго прятали,

Влетела молнией в окно.

И, сокрушая сны вчерашние,

Взорвался шар метафор сих.

Стихи сторожевыми башнями

Стоят средь мёртвых и живых.

И мёртвым в них упокоение,

И памяти могучий зов.

А для живых и вдохновение,

И покорение миров.

В стихах сверкает соль смятения,

Но иногда, но иногда

Посверкивает проблеск гения,

Попавшего не в те года.

Ах, нам бы раньше всем родиться,

Послевоенным шустрякам.

И мы б вошли, как говорится,

В совет к седым фронтовикам,

Чьи имена почти забытые,

Нет-нет, да льдинами всплывут,

Их строки пулями пробитые,

Лишь в нашей памяти живут.

И мы цитируем их часто,

Не для того, чтобы блеснуть,

А потому что это счастье,

Так написав, навек уснуть.

Одни лежат в мемориалах,

Под красной каменной звездой,

Другие — в беломорканалах

Под северною широтой.

Как, оказалось, это сплавлено

Эпохой в свиток роковой.

Приказами главверха Сталина?

Его железною рукой?

Или дорогою сверкающей,

Евангельскою простотой?

Где господа, и где товарищи
Срослись все сутью корневой.

Ответы с каждым годом ширятся,

Ответы пулями свистят.

На этом свете не замиримся —

На том нас точно не простят.

Двадцатый век лежит на полочке,

И свиток сей не запылён.

И из него летят осколочки,

Неубиваемых имён.

Век развернулся для прочтения,

Зияют буквы — пуль следы.

Не чтение — столоверчение,

И запоздалые суды.

Фронтовики, к земле прильнувшие,

Сказать сумели о родном.

А нынче что же власть имущие?

Уснули непробудным сном?

Хулителям почёт и премии,

За кукиш их благодарят.

А в наших кулуарах прения:

Кого поставить в первый ряд?

И всё-таки писать не бросили,

Перемололи ту беду…

Люблю подборок златороссыпи,

Когда ненужную руду

                Отбросив, перлами любуешься,

И поверяешь звуком звук.

А ты, поэт, с судьбой рифмуешься,

И посему эпохе друг.

Войдём в зарю и выпьем радости,

Её в полях не занимать,

Поэт всегда при тайном градусе,

Поэта надо понимать.

Под сенью дуба многоокого,

Усни, и тотчас же проснись!

Сам, как вершина одинокая,

К небесной сини устремись!

Но в кабинете двери хлопают,

И телефон трещит весь день.

О, представительские хлопоты!

Казённых сверок дребедень…

Ответа нет, и тени движутся,

Как будто тексты на стене.

И буква «Аз», и буква «Ижица»,

«Глаголь» и «Веди» всё в огне!

И в рифму сердце не вгрызается,

И памяти захлопнут люк,

И муза плачет, убивается:

«Поэт, пришел тебе каюк!»

Тогда сверхновою взрывается

Всё солнце, что живёт в крови.

Стихи, как звёзды, зажигаются.

Они — свидетели твои.

Там, за чертой необходимою,

Чтоб человеку не пропасть,

Где деньги, слава, должность — мнимое,

Где над душою Божья власть.

Стоят, как знаки покаяния,

Стихи поэта средь миров.

Быть может, жизни оправдание,

Быть может, сердцу новый кров.

Сергей Коротков, 11.09.2013.