Становление звукопроизношения
До определенного возраста произношение звуков у всех без исключения детей характеризуется несовершенством, что принято относить к возрастным своеобразиям звукопроизношения. Это обстоятельство часто усыпляет бдительность родителей и даже отдельных специалистов, которые все списывают на возраст и полагают, что до достижения ребенком 5–6 лет о правильности его звукопроизношения беспокоиться преждевременно. Так ли это на самом деле? Какие особенности в произношении детьми звуков речи должны настораживать?
Прежде всего, нужно определенно сказать, что любые недостатки звукопроизношения, даже если они выражаются в простой замене какого-то звука правильно произносимым другим звуком, после 5–6 лет уже нельзя считать нормой. Почему? Потому что к этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки речи на слух и улавливать возможные неправильности их звучания, но ему должны быть доступны и все те тонкие движения речевых органов, которые необходимы для произношения даже самых сложных по артикуляции звуков. Если к отмеченному возрасту этого нет – значит, существуют какие-то особые причины, препятствующие полноценной работе речедвигательного или речеслухового анализаторов, что уже является отклонением от нормы.
При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности такого рода особенности в произношении звуков не должны иметь места, за исключением редких случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов с возрастом. Следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
Ребёнок, поступающий в школу
Правильная речь – основа развития вашего ребёнка, залог его успешной учёбы. Наблюдая за своим ребёнком, вы сможете не только оценить степень его готовности к школе, но и, приложив собственные усилия, повысить уровень развития вашего ребёнка. Поэтому родители должны обратить особое внимание на развитие речи.
Ребенок 6,5 – 7 лет, поступающий в школу должен знать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес. Знать основные сведения о своей семье, понимать близкие родственные связи. Свободно общаться с детьми и взрослыми; уметь выразить свою мысль в форме простого предложения.
Уметь выделять на слух заданный звук в словах, в потоке речи.
Уметь определять место звука в словах ( в начале, в середине, в конце).
Уметь придумать слово на заданный звук.
Уметь выполнять звуко-слоговой анализ и синтез слов.
Уметь произнести слово по звукам. Уметь собрать из потока звуков слово. Уметь произносить слова по слогам. Владеть навыками словообразования. Знать и различать домашних и диких животных и их детёнышей. Уметь подбирать антонимы и синонимы. Знать названия частей предметов, частей тела.
Уметь правильно образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (стол – столик)
Уметь определять и называть признаки предмета (из дерева – деревянный, хвост у лисы — лисий хвост)
Уметь правильно определять действие предмета (лошадь ржёт) и образовывать их при помощи приставок (прыгать – перепрыгивать) и т.п.
Владеть навыками словоизменения: правильно согласовывать прилагательные с существительными. Уметь считать, правильно пересчитывать предметы, согласуя количество и название предмета (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Уметь образовывать и изменять слова во множественном числе (сестры – нет сестёр).
Уметь составлять несколько предложений о предмете. Правильно понимать известные русские пословицы и поговорки. Уметь составлять рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок. Уметь правильно и подробно пересказывать текст, делая это выразительно, последовательно, без повторов.
Уважаемые родители, постарайтесь внимательнее относиться к своему ребёнку, придавайте значение тому, насколько уровень речевого развития ребенка соответствует возрастной норме.
Помогите своим детям . Удачи вам и терпения!
Г.Н. Логинова, логопед.
Приглашаем на логопедический тренинг
в районном Доме культуры г. Малоярославца
12 августа в 18.00
Логопед Г.Н. Логинова
Вход свободный.