“Без дополнительного не может быть общего образования в полном смысле этого слова, – сказал мне в интервью директор Ерденевской средней школы Пётр Бобылёв. Эта мысль не требует подтверждения, потому что её доказала сама жизнь.
И всё-таки хотелось бы привести некоторые примеры.
Ещё “на заре туманной юности”, увлёкшись “Педагогической поэмой” А.С. Макаренко (http://e-libra.ru/read/108652-pedagogicheskaya-poyema.html), я увидела в этой книге универсальный метод формирования разносторонней личности в крепком коллективе. И немалую роль в этом играют труд, спорт и искусство. С воспитанниками Горьковской колонии пообщаться не пришлось, а вот с выпускниками Скрипоровского детского дома посчастливилось встретиться (https://malkray.ru/maloyaroslavec-tv/sobyitiya-nedeli/2017/08/11/sobyitiya-nedeli-ot-11-avgusta-2017/ с минуты 3.40). На территории бывшего детского дома теперь располагается лагерь “Магистраль”.
Что удивило сразу же, при первом взгляде, а потом при общении? Светлые лица, сохранившаяся осанка, улыбчивость, ясность мышления и хорошая память. И это при том, что людям далеко за восемьдесят.
Стали разговаривать. Один доволен тем, что приобрёл в детском доме неоценимые трудовые навыки, другой без ложной скромности поведал о своих спортивных достижениях, третий начал перечислять, какие бальные танцы он изучал после уроков. В общеобразовательную школу ходили в город каждый день по пять километров и учились на одни “четвёрки” и “пятёрки”. Среди местной детворы детдомовские отличались начитанностью и развитостью.
Спросила: в чём секрет? Ответили: в многообразии деятельности. Именно это многообразие давало возможность ребёнку раскрыться, приобрести необходимые навыки, прочную домоводческую базу, любовь к наукам, хорошее физическое здоровье и широту взглядов, то есть нравственное здоровье и устойчивость к жизненным потрясениям.
Задала провокационный вопрос: но вот детдомовские всё-таки… без отца, без матери… неужели все так крепко встали на ноги? Никто не спился, не пошёл по тюрьмам? Ответили категорично: нет. Это значит, что работала система со стопроцентным результатом. Та образовательно-воспитательная среда с дружным коллективом, где ученики плечом к плечу работали с учителями.
Важную роль в воспитании сыграло искусство. Один из выпускников Скрипоровского детского дома отметил такую деталь. Малоярославец был 101-ым километром, где было позволено жить инакомыслящим, а среди них много было людей искусства, которые прямо-таки преобразили культурную жизнь в провинциальном городе. Что стоит только свой театр на Театральной улице (ныне Григория Соколова) с артистами, балетом и оркестром!
Подробнее о людях искусства в Малоярославце могут рассказать Галина Гришина и Зоя Старыгина (клуб “Единство”). А бывший детдомовец поведал, что директор детдома активно привлекал к работе с сиротами столичных деятелей культуры, оказавшихся на выселках. И всё своё мастерство они передавали обычным детям из глубинки, вкладывая в свою работу всю душу и получая в ответ отличный результат. Вспомнились тут и рассказы мамы – выпускницы первой школы 1953 года. Она также с большим восхищением вспоминает до сих пор уроки этих самых 101-ых.
И волей-неволей вкралась мысль: а может, и верно, что творческих людей в то время разбросали по российским глубинкам? Может, в этом и был некий мудрый умысел, чтобы артисты, писатели, поэты и музыканты не толпились в столице, поедаемые завистью к талантам друг друга, и, пытаясь хоть как-то выделиться на фоне такого скопления коллег, не выдумывали бы всякий бред в своём творчестве, что, собственно, сейчас у нас и происходит? Пусть занимаются настоящим делом – несут разумное, доброе, вечное народу, будучи в тесной связке с ним и понимая, видя его жизнь изнутри! И ведь результат получился великолепным! Простые люди потянулись к литературе, к мировой классике, то есть получили мощный толчок в развитии.
Как-то в Кудиновской библиотеке наткнулась на альбом со старыми фотографиями. На нескольких из них запечатлено заседание кружка книголюбов, где доярки (!) местного совхоза раскрывали образы Татьяны Лариной, Катерины Кабановой и других героинь произведений из нынешней школьной программы. Вы сейчас можете представить молодых офисных работниц, посещающих библиотеку и серьёзно рассуждающих на литературные темы в клубе читателей?
Так вот, копошение огромного количества людей искусства на одном столичном пятачке неизменно приводит к искажению и извращению истинного творчества, что мы сейчас и наблюдаем. Трудно представить королеву эстрады Аллу Пугачеву учителем в музыкальной школе или гламурного Филиппа Киркорова – ведущим школьного ансамбля… Сколько бы пользы они принесли на этом поприще…
Тоска по настоящему дремлет в искренних талантах и прорывается в таких проектах, как “Уроки музыки с Дмитрием Маликовым” (https://malkray.ru/novosti/kultura/2014/10/16/darya-obrela-nadezhdu/) или “Золотая скрипка с детьми для детей” Анара Юсифова (https://malkray.ru/glavnyie-temyi/2017/03/31/zolotaya-skripka-bolshaya-repetitsiya-v-maloyaroslavtse/). Эти проекты вносят искру в провинциальные юные дарования и, безусловно, полезны. Но результаты были бы более потрясающие при систематических занятиях.
Из той же “оперы”, думается, проект “Учитель для России”, который предлагает “золотой молодёжи” (не без хорошей финансовой поддержки) потрудиться в провинциальных школах. И наилучшие результаты у “новых учителей” проявились как раз в организации внеурочной деятельности.
Вот это и есть дополнительное образование, которое является отнюдь не подпоркой к основному, а должно быть равноправной дисциплиной, пробуждающей интерес к спорту, наукам и искусствам, желание “хотеть всё знать”, приобрести радость познания и жажду полноценной жизни.
Елена Степина.