Опровергателям к Дню защитника Отечества

 В современной России в феврале ежегодно в обывателя многие СМИ, как по команде, выстреливают мощный пропагандист-ский залп, мол, День защитников Отечества — это профанация,              23 февраля 18-го и Красной армии-то не было, а был сброд. Что праздновать-то?!   

Превращать историю в постулат или мадригал кому-то — дело неблагодарное, хотя попытки этого достаточно регулярны. Несомненно одно — историю надо изучать, а по мере этого процесса содержание событий прошлого, трактовка их роли, а также роли каких-то личностей может меняться. Это совершенно нормально, и если кому-то не нравится, то на историографию опровергателей вместо обвинения в антисоветской пропаганде, как это было ещё совсем недавно, более убедительно отвечать ещё более полной и доказательной историографией.
Предстоящий 96-ой День защитника Отечества всколыхнул очередную волну вопросов. И пусть уже только крайние маргиналы толкут воду в ступе о никчёмности этого праздника, ибо он легитимирован верховной властью России в виде официальных поздравлений, вручения наград, различных торжественных мероприятий, но сомнений в обоснованности его выражается достаточно.

Парад в Малоярославце в 1996 г.
Парад в Малоярославце в 1996 г.

Посмотрим подробнее. В Малоярославце семь городских учреждений культуры. Одни своим днём рождения считают дату подписания постановления главой администрации об образовании данного учреждения, другие — дату, например, первой выставки. Второе, на мой взгляд, предпочтительнее, ибо речь идёт не о росчерке пера, а о реальном действии. Так вот, декреты о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Красного Флота были подписаны в январе 1918 года, но праздник отмечается с момента первого боестолкновения, т.е. проявления армии в деле. И победа тут желательна, но не обязательна.
Следующий принципиальный момент. Датой воинского праздника избран бой не с белогвардейцами, т.е. когда разошедшиеся в идеях соплеменники воюют друг с другом на своей территории, а с регулярными войсками кайзеровской армии под Псковом и Нарвой, т.е. агрессорами, глубоко вторгшимися на территорию России. Сейчас модно говорить о классовом замирении после Гражданской войны. Так вот, праздник, связанный с отпором оккупантам, могут отмечать и красные, и белые, и чёрные, и зелёные, и даже басмачи (точнее — их потомки). Литературный, а в значительной мере и исторический, пример классового перемирия для борьбы против оккупантов показан в книге Валентина Пикуля «Моондзунд», когда защиту Петрограда в 1918 году от немецкой эскадры (в историю это событие вошло как «вторая корниловщина») организовало командование Балтийского флота и большевики. По такому делу наиболее здравомыслящая часть этих противников отложила в сторону взаимные распри.  Другое дело, что М.Пришвин 19 февраля записал в своём дневнике разговоры на Невском проспекте: «Сегодня о немцах говорят, что в Петроград немцы прибудут скоро, недели через две. Попик, не скрывая, радостно говорит: Ещё до весны кончится. Ему отвечают: Конечно, до весны нужно, а то землю не обсеменят. Последнее зерно выбирают. Слабо возражают: Думаете, немцы зерно себе возьмут?  Отвечают убеждённо: Возьмут барыши, нас устроят, нам хорошо будет, и себе заработают, это ничего». Да у нас таких разговоров было в 41-ом полно и в боровских деревнях немцев хлебом-солью встречали. А в 93-ем пораженчески предлагали Курилы отдать японцам и отгородиться от Чечни.

07.02.14 г. Опровергателям К стать Исаченко.
После того как войска Германии и Австро-Венгрии, нарушив перемирие,  18 февраля устремились вглубь России, Ленин в статье «Тяжёлый, но необходимый урок», опубликованной в «Правде», писал: «Мучительно-позорные события об отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о невыполнении приказа уничтожать всё и вся при отступлении; не говоря уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве… В Советской республике нет армии». И 23 февраля публикуется воззвание «Социалистическое отечество в опасности»
Говорят, что в феврале 18-го вместо частей Красной армии были какие-то группы полупьяных матросов и армейских дезертиров. Здесь надо вспомнить, что в лютую стужу декабря 1941-го бойцам выдавались «наркомовские»    100 граммов, а после боя  у оставшихся в строю была привилегия выпить долю погибших, пропавших без вести и убы-вших в госпиталя. И никому не приходит в голову обвинять тех, кто освободил Малоярославец, в пьянстве.
Безусловно, защитники февраля  18-го вряд ли были похожи на подольских курсантов октября 41-го, которые следуя через город на Ильинские рубежи, вскружили головы местным барышням, и при взгляде на которых завистливо открывала рот местная пацанва. В том далёком феврале армия только создавалась на добровольной основе из обломков прежних войск, и командиров одних выбирали, других расстреливали, и мародёрствовали, и вообще о воинской дисциплине было весьма специфическое (революционное) представление. Но разве  хоть один из тех первых красноармейцев, погибший в схватке с кайзеровцами, для его родственников, товарищей и для России менее ценен, чем русские воины, сложившие свою голову под Бородиным или Малоярославцем в 1812 году?! Разве смерть Василия Петрова при защите рубежа далёкой заставы менее ценна, чем гибель комдива-53 Краснорецкого под Москвой?
Несомненным фактом и заслугой первых красноармейцев является то, что оккупация немцами России была приостановлена, Германия подписала Брестский, пусть и «похабный», мир, кстати, денонсированный большевиками в ноябре 18-го года. А в дальнейшем Красная армия заставила уважать себя интервентные войска 14 государств.
Но, помимо Пскова и Нарвы, были и другие бои. В изданной в 1926 году книге А.А.Соболева «Красный флот в Гражданской войне» рассказывается: «Румынские войска, вторгшиеся в пределы Бессарабии, очень быстро захватили последнюю и начали выдвигаться на линию реки Днестр. Однако сорганизованным частям нашей армии, создаваемым в тот момент Румчеродом (Центральный исполнительный комитет Советов Румынского фронта, Черноморского флота и Одесской области — прим. А.И), удалось в районе западнее Днестровского лимана задержать наступление противника, а несколько севернее, после боя у Бендер, нанести поражение последнему. Между тем севернее руководимые тов. Муравьёвым красногвардейские части 23 февраля 1918 года наносят румынам жестокое поражение у Рыбницы на Днестре (100 вёрст северо-восточнее Кишинёва), причём нами было захвачено до 40 орудий». Так что победа над оккупантами была 23 февраля в любом случае.
Об этом историческом факте советская историография особо не распространялась, т.к. капитан царской армии, подполковник армии Временного правительства, командующий Восточным (самым крупным) фронтом Красной армии Михаил Артемьевич Муравьёв, член партии левых эсэров и активный участник левоэсэровского мятежа в июле 1918 г. будет расстрелян как враг Советской власти. Некоторые сомнения по дате праздника были и у самих руководителей Красной армии. Так, в 1933 г. Клим Ворошилов в докладе на 15-летний юбилей признавал: «Кстати сказать, приурочивание годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и труднообъяснимый характер и не совпадает с историческими датами».
В период демократического раздрая 7 мая 1991 г. президент Б.Н.Ельцин подписывает указ о создании российской армии. Но все усилия отмечать 7 мая вместо 23 февраля   провалились. С 1993 года я служил заместителем командира части по воспитательной работе, так что хорошо помню руководящие депеши по этому поводу. Даже любители выпить отказывались 7 мая рюмки поднимать. В дальнейшем председатель комитета по обороне и безопасности Верховного Совета РСФСР С.Степашин инициировал принятие закона о переименовании 23 февраля  в День защитников Отечества. В феврале 1995 года Госдума приняла закон  «О днях воинской славы (победных днях) России». В нём говорится: «23 февраля — День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) — День защитников Отечества». В 2002 г. он объявляется нерабочим днём. А в 2006 г. из официальной формулировки праздника исключаются слова «День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918), а слово «защитник» указывается в единственном числе.
И я уверен, что какие бы клинья не били в этот праздник, в этот 96-летний День настоящие мужики поднимут не одну рюмку за тех, кто пал и ушёл, кто на боевом посту или в дальнем походе, за то, чтобы вопреки всему и несмотря ни на что, мы всё же прорвались! А с ними чокнутся их бабушки, матери и жены!

Александр Исаченко,
полковник запаса.

Р.S. По данным опроса фонда  «Общественное мнение», проведённого в феврале 2013 г., 77% опрошенных россиян заявили, что это для них важная и значимая дата. В одном строю с нами Украина, Белоруссия, Киргизия и Приднестровье.