Много лет назад, ещё во времена СССР, мне довелось учиться в Рижском военном училище. Несмотря на все позднейшие катаклизмы, воспоминания о столице Латвии — теперь уже независимого государства, которую я последний раз посетил в сентябре 1991 года, остались самые светлые. Когда говорят о Латвии, то обычно вспоминают старую Ригу, Домский собор с его знаменитым органом, идеальный рижский порядок, курортную Юрмалу. Но есть в латышской диадеме и ещё одна жемчужина — Сигулда. Эта легенда — подарок нашим женщинам к 8 Марта.
Вообще-то те места равнинные, но Сигулда — это не просто холмы, а высокие холмы. Здесь расположен прекрасный парк с остатками старинного замка. Из пещеры любви вытекает ручей, и мы пили из него кристально-холодную воду, которая по преданию придаёт счастье в романтических отношениях юности. Тут же на почти вертикальном откосе холма из слежавшегося песка приезжающие оставляют автографы. Вернее оставляли, ибо сами автографы стали памятником. Рассказывают, что здесь расписался даже император Александр II, который объезжал Россию после освобождения крестьян от крепостной зависимости, чтобы посмотреть, что происходит на местах. Здесь же река с двойным дном, и экскурсовод предупреждает, что купаться в ней опасно.

Но самое интересное — это легенда о любви, которую я записал по памяти со слов экскурсовода в 1978 году.
1601 год. Шла шведско-польская война. Под стенами Турайдского замка произошло сражение. Ночью один из его обитателей, письмоводитель замка Грейф, спустился со стены, чтобы посмотреть, не остался ли кто в живых. На груди у убитой женщины он обнаружил маленькую девочку и удочерил её. Дело было в мае, и новые родители назвали её Майей, а так как она была красивой, то ей дали второе имя Роза. Девочка выросла, оправдывая своё имя, и полюбила садовника замка Виктора Хейла. Любовь была взаимной, а место их свиданий — пещеру Гутманя ала — Виктор всегда украшал цветами.

Но в Майю влюбился и польский шляхтич (второй вариант — дезертировавший из польской армии офицер) пан Якубовский. Получив отказ, он решил украсть девушку и написал ей от имени Виктора приглашение на свидание. Поскольку встреча назначалась в неоговоренное время, встревоженная Роза-Майя поспешила увидеть своего возлюбленного. Но в пещере её встретили Якубовский со слугой. Якубовский ещё раз делает ей предложение, но девушка ответила отказом, сказав, что любит другого и не может делить своё сердце на двоих. Тогда похититель заявил, что они изуродуют её, и она никому не будет нужна. Желая остаться верной своему возлюбленному, она решилась на хитрость, и сказала, что если Якубовский её отпустит, она подарит ему свой чудодейственный платок, обладателю которого не страшны ни пули, ни меч врага. Якубовский вначале не поверил, но Роза спровоцировала его словами: «А ты попробуй». Пан Якубовский выхватил саблю из ножен и ударил девушку по шее, повязанной платком, убив её. Испугавшись ответственности за совершённое преступление, шляхтич спрятался в дальней пещере.

Бездыханное тело девушки обнаружил Виктор, который пришёл на свидание в условленное время. Когда он поднимал её на руки, то обронил свой нож, который носил для срезания веток и цветов, которыми украшал место свидания. При расследовании убийства нож был найден, подозрение пало на Виктора, он был арестован и заточён в тюрьму. А в это время настоящий убийца в ужасе от содеянного покончил с собой. Его слуга, обнаружив безжизненное тело хозяина и движимый муками совести, явился к властям и рассказал правду о трагедии. Садовника освободили, и он посадил на могиле Розы-Майи липу. Дальнейшая жизнь его прошла в одиночестве, Виктор так и не женился.
Когда нам, курсантам, показывали могилу Розы Турайды, липа ещё была, хотя по свидетельству экскурсовода, пережила положенный ей век лет на сто.
Надо заметить, что до настоящего времени латышские краеведы так и не пришли к единому мнению, легли ли в основу легенды реальные события, или легенда имеет самостоятельное происхождение, а реальные события носят лишь внешнюю схожесть с событиями, изложенными в легенде. Великий латышский поэт Янис Райнис увековечил образ Розы-Майи в пьесе «Любовь сильнее смерти» (1926 г.), которая до сих пор остаётся в репертуаре латышских театров. А мне доводилось покупать и дарить духи «Роза Турайда».
Читательницы, посетите Сигулду, честное слово, не пожалеете!
Александр Исаченко.
Фото автора.