Дорога к Марьинскому храму

Как известно, вокруг  по-воински славного Малоярославца за 612 лет его существования местные и чужие, патриотичные и не очень, профессиональные историки-музейщики и любители-краеведы нагородили массу мифов и легенд. Одна из сказок, которую приходилось неоднократно слышать от местных православных священников, заключается в том, что вот, мол, проклятые большевики церкви развалили, священников прижимали, и сейчас местная власть нам не помогает в храмовом ренессансе. Она во второй части рассчитана на некомпетентного обывателя. Власть очень даже помогает и словом и делом, но сейчас не об этом.

Лет пять назад в одной из статей я спрогнозировал, что в Малоярославце будут восстановлены/отремонтированы все православные храмы и задался вопросом насчёт детских садов и школ. На сегодняшний день, конечно, ошибся, признаю: ремонтом обошли часовню внизу Интернационального проезда, а также музей 1812 г. продолжает удерживать от православных адептов часовню майора Максимова, но наш монастырь расцветает прямо на глазах, все другие храмовые здания отремонтированы (хотя бы по фасаду), в 2009 г. воссоздан храм Преображения Господня на Пролетарской, построена часовня на монастырской площади, принято думское решение о строительстве часовни недалеко от Кургана Славы, открыта православная гимназия, планируется сооружение памятника священнику Васильковскому, но не построено ни одной школы, ни одного детсада…

Теперь по району ширится движение с вектором каждому сельскому населённому пункту по своему храму. Здесь две дороги: строительство новых, как в Детчино или Кудиново, или восстановление прежних, как в Недельном. В прошедшем феврале «Малоярославецкий край» поместил большую статью Марины Генесецкой «Спасём храм от разрушения»! Речь идёт о церкви Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы в с. Лукьяново Малоярославецкого района. Тут надо уточнить: храм уже разрушен и спасать его остатки надо не от разрушения, а от полного уничтожения. Она же сообщает, что уже есть инициативная группа и объявляет сбор средств.

В прошлом году в Интернете прошла подобная информация с дискуссией о церкви в д. Маклино. Её также надо спасать, и ряд жителей проникся этой идеей. Я тоже что-то там говорил, и мой давнишний оппонент под ником «Крендель» адресовал меня к отцу Николаю. Позвонил батюшке, мы встретились (оказалось, он помнит меня ещё по работе в горадминистрации), переговорили, он пообещал подготовить кое-какие документы, перезвонить, а я напишу статью. Прошло больше года, то ли батюшка забыл о своем обещании, то ли побрезговал моим обществом, которое разбивает привычный и удобный штамп, что все атеисты – ярые враги церкви.

4 апреля в Калужском филиале МФЮА состоялись ХIV Радищевские чтения, на которых с сообщением «Из истории церкви во имя Михаила Архангела в с. Марьино (сейчас Маклино – прим. А.И.) Малоярославецкого уезда» выступила Е.А. Назарян. Тут же была продемонстрирована уникальная фотография этого храмового здания начала прошлого века, собственником которой является В.И. Меленчук, также участвовавший в чтениях. С их благосклонного согласия я представляю на суд читателей следующий материал.

21.05.2014 Исаченко. Дорога к Марьинскому храму. ЦЕРКОВЬ С. МАРЬИНО ПОД МАЛОЯРОСЛАВЦЕМ 1890-е годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Село Марьинское – старинная вотчина князей Щербатовых, потомков удельных князей Оболенских. В документах, хранящихся в Госархиве Калужской области (ГАКО), есть прошение владельца сельца Марьинского князя Ивана Осиповича Щербатова, датируемое 1706 г. Он писал в Патриарший Казённый Приказ, что от церкви Михаила Архангела в Марьинском остался только погост и просил разрешения  построить новую с тем же названием. Старая церковь, возможно, была разрушена в Смутное время или просто обветшала, и служба в ней прекратилась. Задуманное было осуществлено, и в 1707 г. воссозданная  деревянная церковь была освящена.

С некоторого времени с. Марьинское начинают именовать также «Марьино» и «Архангельское» (по названию храма). В архивных документах одинаково часто встречаются оба эти названия.

Внучка Ивана Щербатова Анна вышла замуж за Николая Степановича Лопухина, и потомки этой семьи владели Марьиным в 1740 – 1770-х гг. Во всяком случае, во время Генерального межевания владелицей села названа «Анна Ивановна Лопухина, вдова полковника». В 1764 г. (по другим документам в 1773 г.) вместо деревянной церкви на деньги помещицы А.И. Лопухиной была построена каменная с тем же названием церковь с колокольней. Именно это здание и сохранилось до наших дней, правда, в весьма измененном виде – колокольня была разобрана, а к нему уже в советское время с двух сторон сделали двухэтажные постройки.

В конце 1780-х г. имение перешло тайному советнику сенатору Николаю Ефимовичу Мясоедову. «За ним в селе Марьине 139 душ». Н.Е. Мясоедов начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку в 1765 г., вскоре получил звание капитана и вышел в отставку в чине бригадира.  Штатская карьера складывалась успешно, в 1775 г. Николай Ефимович получил чин титулярного советника, а в 1776 г. был назначен секретарем Оружейной канцелярии в Туле.  6 марта 1784 г. Н.Е. Мясоедов определен Тульским вице-губернатором. Первым браком женился на Аграфене Сергеевне Щербатовой, дочери князя Сергея Осиповича Щербатова. Видимо, в приданое за женой и получил имение в Марьине. В 1801 г. Аграфена Щербатова умерла. В 1803 г. Мясоедов стал директором Главной соляной конторы, позднее исполнял должность вице-губернатора Москвы. В том же 1803 г. женился на бывшей фрейлине Марии Алексеевне Измайловой. В столице Мясоедовы проживали в  собственном особняке на Большой Дмитровке, при котором имелся крепостной театр. Маловероятно, что они приезжали в свое малоярославецкое имение.

В октябре 1812 г. Малоярославецкое сражение захватило и территорию села Марьино. В начальной фазе сражения, примерно в версте по дороге от Марьино к городу находилась кавалерия под командой Дорохова, в середине сражения – уже ближе к Марьино, по левую сторону от дороги – пехота 2-го корпуса в батальонных колоннах, за батареями правого фланга; а справа от дороги на возвышенности – кавалерия 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, опять же за мощными батареями. В конечной фазе сражения впереди Марьино, примерно в версте, справа от дороги, находилась часть кавалерии, а вся русская армия заняла позицию в полуверсте за Немцово (сейчас – дер. Радищево), «оседлав» большую дорогу.

После сражения на погосте церкви во имя Архангела Михаила были захоронены русские солдаты и офицеры. В ГАКО сохранился ряд документов о подготовке в Калужской губернии к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г. В частности, было выявлено распоряжение начальника штаба Московского военного округа, в котором указывалось, что полицейские чины  обязаны сообщить, «имеются ли в пределах Калужской губернии братские могилы, относящиеся к 1812 году, имеются ли на них памятники, и если имеются, то требуют ли они ремонта и какого именно, с подробным исчислением расходов».

В рапорте пристава I стана  Малоярославецкого уезда Василия Пигулевского указано, что «в селе Марьино, Марьинской волости в церковной ограде – память о существовании коей поддерживается — небольшой холм земли, на котором поставлен деревянный крест с надписью, что «в данном месте погребены русские воины, павшие в битву с французами». Крест… временами исправляется тщанием крестьян с. Марьино, возобновление существующего креста стоит около 25 руб.» Это единственное известное упоминание о захоронении русских воинов 1812 года на погосте церкви во имя Архангела Михаила. На сегодняшний день братская могила утрачена.

В 1820-х годах имение в Марьино принадлежало участнику Отечественной войны 1812 г. полковнику Ивану Николаевичу Вепрейскому. Он родился в 1778 г. в Орловской губернии в  семье отставного поручика. На родине за ним числилось 83 души. В 1799 г. закончил Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус (АИШКК) и был определен подпоручиком в батальон генерал-лейтенанта Батурина. Участвовал в войне с Францией 1807 г., русско-шведской войне 1808 – 1809 гг. В Отечественную войну 1812 г. в чине капитана 1-й артиллерийской бригады принимал участие в Бородинском сражении, также в сражениях при Малоярославце, Красном, Витебске. Затем участвовал в заграничных походах в Герцогстве Варшавском, Силезии, Саксонии, Богемии, в сражениях при Лейпциге, Магдебурге и Гамбурге. Ранений и контузий не имел, в плену не был. В 1823–1830 гг. поселился в Малоярославце и был предводителем уездного дворянства.

В 1847 г. у церкви, стоявшей рядом с усадьбой, была перестроена колокольня. Это произошло по заказу подполковника Александра Юрьевича Поливанова, которому, вероятно, принадлежала усадьба в тот период.

Метрические книги Марьинской церкви сохранились за период с 1781 по 1917 гг., т.е. почти за 150 лет. Эти книги позволяют получить представление о некрополе с. Марьино, который, надо полагать, содержит от трёх до семи  тысяч имён. На церковном погосте производились захоронения всех прихожан Марьинского прихода, в том числе владельцев села и членов их семей и церковнослужителей. В метрических книгах указано также, что погост располагался при церкви.

На протяжении 2-й половины XIX в. Марьиным владела Екатерина Никаноровна Адамс. Очевидно, при ней около парка было построено несколько небольших жилых и служебных зданий, возможно, и сохранившийся до сих пор погреб. Среди владельцев усадьбы упоминается титулярный советник Валериан Любимович Адамс, судья малоярославецкого уездного суда.  Он скончался в г. Туле, в связи с чем Тульским губернатором был выдан открытый лист «на провоз тела умершего в его родное село Марьино для предания там земле». Адамсы были последними владельцами Марьино. 22 ноября 1918 г. Марьинским Волостным Исполнительным Комитетом было принято решение переименовать Марьино в Маклино в память Октябрьской революции и в честь Джона Маклина — одного из руководителей левого крыла Британской социалистической партии. В советское время на территории усадьбы располагался колхоз «Большевик», уже в постсоветской России преобразованный в акционерное общество закрытого типа «Большевик».

Церковь была закрыта в 1930-х годах. В 1950 г. в бывшей церкви с. Марьина была устроена металлообрабатывающая мастерская, в 1970-х – кожевенная мастерская. В 1990-х помещение бывшей церкви было приватизировано и на сегодняшний день находится в частной собственности (скорее всего, собственником является Н.М. Кардаш). На месте церковного кладбища сейчас лесопилка.

21.05.2014 Исаченко. Дорога к Марьинскому храму. SAM_2226

Таким образом, храм во имя Архангела Михаила – это, во-первых, памятник архитектуры II-й половины XVIII в., во-вторых, свидетель Малоярославецкого сражения, в-третьих, это культовое сооружение, на погосте которого захоронены несколько тысяч жителей деревни Маклино, в том числе, русские воины, погибшие в Малоярославецком сражении. Это наша память, наша история, наше культурно-историческое наследие.

В дальнейшем я рассчитываю продолжить журналистское расследование на эту тему.

Александр Исаченко.