Выживший матрос с линкора «Новороссийск» посетил Малоярославец

Время неумолимо бежит вперед, сменяют друг друга поколения, но есть в истории такие даты, которые невозможно вычеркнуть из памяти народа, и события, оставившие след в судьбах сотен людей. Приближается одна из таких дат. В ночь с 28 на 29 октября Россия вспомнит трагедию линкора «Новороссийск», и немногие выжившие помянут тех, кто погиб…

Novorossisk

 

 

 

 

 

 

 

 

Не так давно в клубе «Единство» под руководством Г.И. Гришиной состоялась встреча с одним из выживших тогда моряков – Валентином Павловичем Махориным, который рассказал собравшимся свою историю.

В клубе Единство - копия

В центре — В.П. Махорин.

 

В 1955 году он поступил на службу в артиллерийский дивизион линкора «Новороссийск», переданного Италией Советскому Союзу после окончания Второй мировой войны. Данный линейный корабль родился в Италии в 1914 году и изначально назывался «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). Корабль, перешедший СССР по жребию, находился в крайне запущенном состоянии. После ремонта продолжительностью в пять лет линкор стал частью советского флота и получил другое имя – «Новороссийск». Специалисты отмечают, что, даже находясь на плаву, корабль не отвечал техническим требованиям и нуждался в постоянном дооборудовании. Тем не менее бывший «Цезарь» стабильно выходил в море. 28 октября он вернулся из очередного похода и встал в районе Морского Госпиталя.

Валентин Павлович, тогда еще совсем юный матрос, служил на линкоре корректировщиком тысячных дистанций главного калибра. За пять лет службы он многое повидал, но та ночь в конце октября глубоко врезалась в его память. Махорин вспоминает, что в тот день на линкор прибыло около двухсот морпехов для прохождения службы. Могли ли знать эти ребята, что ждет их? Мощный взрыв, погремевший и разбудивший город глубокой ночью, в одно мгновение унес сотни жизней и проделал в носовой части линкора пробоину в 150 квадратных метров.

Во время взрыва Валентин находился на палубе. Командование медлило с решением, но одно было ясно с самого начала: пробоину такого размера заделать не удастся. Когда была дана команда на эвакуацию, на корме за несколько минут собралось около тысячи человек, которые толпились, не зная, ждать им гибели или спасения, а «Новороссийск» тем временем все больше кренился на левый борт. На шлюпках, прибывших для спасения экипажа, удалось вывезти только небольшую часть моряков. К четырем часам утра корабль стремительно перевернулся вверх килем, и его мачта разнесла баркас с ранеными, который только что отошел от левого борта…Сотни моряков скатились с кормы в ледяную воду, и были накрыты сверху палубой линкора. В их числе оказался и Валентин Павлович. Прямо над ним, пытаясь спастись, хватались друг за друга его товарищи. Вынырнуть, миновав столь плотную массу тел, было невозможно. Валентин уже перестал надеяться. Пытаясь сохранить остатки сознания, лишь спрашивал себя, неужели это конец? И в этот момент ему явилась странная картина. Он увидел, как по перрону к нему навстречу бежит маленькая девочка, протягивая вперед руки и радостно крича. Что это было, Валентин в тот момент понять не мог, но это видение словно стало предзнаменованием чуда, спасшего жизнь молодого моряка.

А случилось вот что: из вентиляционных шахт, рядом с которыми находился матрос Махорин, вода неожиданно выдавила огромный воздушный пузырь, вытолкнувший из-под палубы многочисленных моряков. К Валентину тотчас же вернулась воля к жизни, и он, сделав рывок, вынырнул из воды и доплыл до катера, который доставил его на берег, к госпиталю. Там он, счастливчик, буквально отключился и проспал до утра.

Повезло, однако, немногим…Водолазы еще несколько суток пытались спасти тех, кто остался замурованным на линкоре, но, увы, вытащить удалось только девять моряков. Остальные вместе с судном пошли на дно, и до 1 ноября были слышны водолазам их мольбы о спасении и отчаянный стук. Один из водолазов рассказывал, что слышал, как в носовой части корабля моряки пели «Варяга». Пели, зная, что это последние их часы!

Трагедия линкора «Новороссийск» унесла 604 жизни и породила множество легенд. До сих пор точно неизвестно, что стало причиной взрыва. Но среди теорий одна особенно популярна. Считается, что князь Валерий Боргезе после капитуляции Италии дал клятву, что корабль с именем великого древнеримского правителя не будет ходить под флагом врага. И клятву исполнил. Во время длительного ремонта судна в Италии в секретный отсек у днища линкора была заложена огромная мина, а сам отсек наглухо заварен. В 1949 году этот отсек обнаружил капитан второго ранга  Лепехин, но его заявление внимания удостоено не было. В итоге случилось то, что случилось. Однако, это лишь теория. Истинна она или ложна, на сегодняшний день неизвестно.

Валентин Махорин после гибели «Новороссийска» служил на крейсере «Куйбышев», а когда вернулся к гражданской жизни, женился. В семье появился ребенок – девочка. И вот что вспоминает Валентин Павлович: как-то раз, возвращаясь из командировки, на перроне вокзала он увидел картину, что всплыла тогда, несколько лет назад в его угасающем сознании: к нему бежала та самая девочка с солнечной улыбкой на лице — его дочка.

Более 30 лет история трагедии корабля была окутана забвением. Особый Отдел взял у выживших расписку о неразглашении тайны, заставив их «забыть» о случившемся. Но в 1988 году, когда о гибели линкора «Новороссийск» было официально сообщено в газете «Правда», выжившие моряки решили ежегодно собираться в Севастополе в день трагедии, чтобы помянуть тех, чьи жизни унес чудовищный взрыв. Нет, они не забыли. Они не могли забыть. Но с каждым годом все меньше пожилых мужчин приезжает на Графскую пристань…Никого не щадит время. Уходят один за другим хранители истории.

Нинель Нестерова, одна из участниц встречи в «Единстве» задала вопрос: почему с такими людьми не проводят встречи в школе, почему ребятам не дают уроки мужества, не рассказывают о том, какими выносливыми и сильными духом были поколение их дедов и прадедов? После этого я задумалась и спросила саму себя: а мое поколение смогло бы стойко переносить невзгоды, смогло бы без страха смотреть в глаза опасности и смерти? Я не знаю ответа, но мне хотелось бы в это верить…

Мелисса Лоренс.

Фото Н. Нестеровой.