ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПОЛУМЕРЫ МЕСЯЧНИКА

Как известно, урбанизация Малоярославца началась на рубеже ХIХ – ХХ веков после того, как через город прошла железная дорога и было построено депо. Железнодорожники были пионерами местного рабочего класса, первыми носителями революционных идей. Многие малоярославчане и сейчас, так или иначе, связаны с железной дорогой. Эта транспортная артерия – залог экономического и социального развития города и свободы передвижения его жителей.

 SAM_2266

                            Башня, наполненная отходами.  

Железная дорога проходит не рядом с городом, а делит его на две неравные части. Когда поднимаешься на пешеходный мост над железнодорожными путями и оглядываешься вокруг, то охватывает гордость за масштаб и мощь творения ума и рук человеческих. Два выпускника нашего железнодорожного ФЗУ – В. Петров и В. Мигунов стали в войну Героями Советского Союза.

Если смотреть на пути с моста, то в глаза бросается их чистота от мусора, вокруг вокзала тоже порядок, в последние годы были отремонтированы фасады большинства железнодорожных зданий. Наконец-то с затяжкой на три года разобрано деревянное здание, где когда-то размещался линейный отдел милиции, разобрано ещё несколько зданий и частично заваливающийся от ветхости забор вдоль путей со стороны основного города. Ко дню рождения В.И.Ленина отремонтирован его бюст около депо.

Однако, если пройтись по так называемой полосе отвода железной дороги, то мы увидим, что её состояние никак не может внушать гордости за Малоярославец и железнодорожников. Между техникумом и переездом бетонным забором на ул. Московскую выходит площадка по разгрузке грузов из вагонов, тут работают так энергично, что горой щебня заваливают несколько пролётов забора, и этот провал уже более двух недель «украшает» центральную улицу.

Идём от депо по ул. Вокзальной и видим заброшенную водонапорную башню. По идее её давно надо снести, но железнодорожное начальство на это не отваживается, и башня, напоминая о потёмкинских деревнях, красится с одной стороны. Заглядываем – ба! – да в ней свалка отходов высотой с человеческий рост. К башне идёт бетонный водоотводящий желоб, тоже густо засыпанный мусором.

Идём дальше, с одной стороны улицы – гнилой деревянный забор с валяющимися на земле пролётами, с другой — кювет, заваленный мусором. Видим, что гнилушку ЛОВД разобрали, а территорию не убрали, и гнилой штакетник, её ограждающий, на месте.

На привокзальной площади опять же в зоне ответственности дороги несколько неработающих торговых палаток, у одной из них оторвана торцевая стена и вся неприглядность внутреннего содержания наружу. Тут же кучи мусора, а ведь вокзал именуют лицом города. Будем ли мыть лицо? Между входом на ярмарку малого рынка и двухэтажным зданием магазина, известного как «Ценопад», оторвана и скрипит на ветру часть металлического забора.

Между ярмаркой и ломбардом – кювет, густо заваленный мусором, но у него другие хозяева. Далее по Маклинскому проезду с правой стороны идут клуб «Пилот», здание МФЮА, пункт техобслуживания машин – здесь наведён и наводится порядок: убран мусор, опилены кроны старых деревьев. Более того, предприниматель А.Н. Жигулин заасфальтировал дорогу. И на момент моего обхода эту дорогу чистят его рабочие с использованием трактора. Мне они с гордостью говорят о своём начальнике.

Полным диссонансом этому выглядит другая сторона Маклинского проезда, являющаяся полосой отвода железной дороги. Здесь перед складами сплошь мусор, им же завален кювет и зелёная зона. Тут же громадные сухие деревья, которые могут упасть в самый неподходящий момент, и снова  мусор-мусор-мусор – в кучах и по территории.

Мимо железнодорожных складов сворачиваем к гаражному обществу (возможно, это «Фара»). На обожжённой от пала травы территории вокруг него опять же мусор; упираемся в контейнерную площадку и тут снова мусор-мусор-мусор.

В своё время, ещё работая начальником отдела техинспекции, я многократно общался на тему порядка с начальниками станции, выдавал предписания по уборке, за критику в газете Р. Ширнин даже угрожал подать на меня в суд, мол, его родственники прочитали и обиделись. Суд – дело хорошее, я готов, давайте проведём заседание не в тиши судебного кабинета, а для наглядности на железнодорожной местности. Гарантирую увлекательную экскурсию, после которой слова этой заметки поблекнут. На заседание можно было бы пригласить верхнее железнодорожное начальство, природоохранную прокуратуру. А чего, пусть посмотрят на современную мусорную железнодорожную урбанизацию.

Сложность здесь заключается в том, что после  ликвидации МПС в Малоярославце оказалось до десятка железнодорожных организаций, некоторые из них представлены всего несколькими работниками, начальство далеко, и до него особенно не досвистишься, а территория-то осталась. И на ней, к сожалению, пока никакого оптимизма.

А может, наши железнодорожники не слышали про начавшийся в Калужской области и отдельно взятом Малоярославце месячник благоустройства? Может, наши железнодорожники считают достаточным мыть только «лицо», забывая про остальные части железнодорожного «тела» (в данном случае – территории)? Может быть, они не знают, что такое полоса отвода или брезгуют её обходить? Ну, тогда им надо помочь. Помощников тоже хватает: областной административно-технический контроль, административные комиссии района и города, городская техинспекция. Ещё можно пристыдить молодёжным экодесантом, который убирает пойму Лужи, Городище и пр. под девизом «Моя территория – нам здесь жить». Неужели у железнодорожников против парней и девчонок «экодесанта» слабо?

Справедливости ради необходимо отметить, что весомый вклад в этот беспорядок вносят и малоярославецкие обыватели.

Александр Исаченко.

Р.S. Пока статья готовилась к печати, забор на Московской был восстановлен, высыпавшийся напоказ щебень убран. Значит, всё не так безнадёжно!

SAM_2264

                  Гнилой забор на ул. Вокзальной.

SAM_2262

                 Контейнерная площадка в полосе отвода железной дороги.

SAM_2260

                  Работники предпринимателя Жигулина чистят дорогу.

SAM_2283

                  Восстановленное ограждение на ул. Московской.