26 декабря в г. Малоярославце открылся второй Свято-Никольский Черноостровский форум «От духовного возрождения провинции к возрождению России», участие в котором приняли представители органов власти, педагоги, священнослужители, журналисты. Организаторами форума выступили Малоярославецкий Свято-Никольский женский монастырь совместно с администрацией города.
Тема этого года — «Духовная безопасность в современной России».
В ходе пленарного заседания и работы по секциям обсуждались вопросы духовного воспитания молодежи и приобщения ее к православной культуре, безопасности личности в век высоких технологий, противодействия экстремизму в молодежной среде, духовной безопасности при пользовании информационными сетями, влияния кино на нравственное состояние общества и другие.
С докладом «Исторические корни российского суверенитета» на пленарном заседании выступил министр внутренней политики и массовых коммуникаций области Олег Калугин. Он подчеркнул значимость проведения данного форума в условиях существующих вызовов и угроз нашей стране и напомнил о важности уважения к истории страны для формирования её будущего:
Мы живём в эпоху глобализации. Это сложный процесс, который умаляет национальный суверенитет государств в пользу транснациональных компаний, поэтому эту тему важно не замалчивать. Для этого мы должны эффективно использовать историю государства, потому что именно там находятся корни суверенитета нашей страны. Важно вовлекать детей в процесс изучения ее истории. И это одна из форм духовной безопасности нашей современной России, — подчеркнул Олег Калугин.
В соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно (ст.2).
Законом определены права гражданина при рассмотрении обращения (ст. 5):
— представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
— обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место (ст.9). Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения и дать письменный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов (ст.10).
Сроки рассмотрения обращения определены в ст. 12 – письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Лица виновные в нарушении данного закона несут ответственность в соответствии с законодательством. Так, за нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций – предусмотрена административная ответственность по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение на виновного штрафа от 5 до 10 тысяч рублей.
Вместе с тем, порой граждане обращаются в органы, не компетентные решить вопросы, поставленные в обращении. В этом случае, статьей 8 Закона предусмотрен порядок направления обращения по подведомственности. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Вместе с тем, Законом, а также изданными во его исполнение ведомственными правовыми актами устанавливаются требования к обращению. Обращение гражданина должно содержать:
— наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица,
— свои фамилию, имя, отчество (полностью), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление,
— суть предложения, заявления или жалобы,
— личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
В случае несоответствия обращения гражданина изложенным требованиям оно может остаться и без ответа (ст. 11):
— если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается;
— если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, такое обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с сообщением гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
— если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
— если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение;
— если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением действующего законодательства.
Срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника, сокращен с 5 до 3 лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или из-за иных обстоятельств, исключающих такое использование.
При этом региональный орган исполнительной власти обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, провести в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об его изъятии торги по продаже изъятого земельного участка.
Установлена административная ответственность за неиспользование участков по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него. Частью 2 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа:
— для граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2 тысяч рублей;
— для юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 тысяч рублей.
С 1 января 2017 года Росреестр будет обязан ежемесячно не позднее 15 числа сообщать в Россельхознадзор о результатах государственного земельного надзора, указывающих на нецелевое использовании земельного участка.
Федеральным законом от 03.07.2016 №324-ФЗ введена уголовная ответственность за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
Так, законодателем закреплена ответственность за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.
Указанные деяния влекут наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ, либо ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество), наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Согласно примечанию к ст. 291.2 УК РФ лицо, совершившее дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Гражданское законодательство различает два вида ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними:
а) ответственность за вред, причиненный лицами, не достигшими 14 лет (ст. 1073 ГК РФ);
б) ответственность за вред, причиненный лицами от 14 до 18 лет (ст. 1074 ГК РФ).
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), в соответствии со ст. 1073 ГК РФ несут его родители (усыновители), опекуны, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он был помещен под надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Виды организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».
К таким организациям, в частности, относятся:
1. образовательные организации (дом ребенка, детский дом, в том числе семейного типа, интернат);
2. медицинские организации (больницы различного профиля, санатории);
3. организации, оказывающие социальные услуги, и иные некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.
В случае причинения вреда малолетним (в том числе и самому себе) в период его временного нахождения в образовательной организации (например, в детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, лицее), медицинской организации (например, в больнице, санатории) или иной организации, осуществлявших за ним в этот период надзор, либо у лица, осуществлявшего надзор за ним на основании договора, эти организации или лицо обязаны возместить причиненный малолетним вред, если не докажут, что он возник не по их вине при осуществлении надзора.
Вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению в полном объеме на общих основаниях самим несовершеннолетним (п. 1 ст. 1074 ГК РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).
Однако в случае, когда у несовершеннолетнего отсутствует доход или имущество, достаточное для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Так, вред подлежит возмещению родителями (усыновителями), попечителями, если с их стороны имело место безответственное отношение к воспитанию несовершеннолетнего и неосуществление должного надзора за ним, например попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п. (пп. «а» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).
Родители, проживающие отдельно от детей, также несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними детьми. При этом родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка либо в силу объективных причин не мог воспитывать ребенка (например, из-за длительной болезни) (пп. «в» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).
Необходимо отметить, что лишение родительских прав также не освобождает указанных родителей от ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.
Вместе с тем, указанные лица могут быть привлечены к обязанности по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетними детьми, только в течение трех лет после лишения их родительских прав (ст. 1075 ГК РФ), если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления ими родительских обязанностей.
Обязанность родителей (усыновителей) или попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается в следующих случаях (п. 3 ст. 1074 ГК РФ):
— по достижении лицом, причинившим вред, совершеннолетия;
— когда лицо, причинившее вред, до достижения совершеннолетия приобрело дееспособность (ст. 27 ГК РФ).
В случае появления у несовершеннолетнего достаточных для возмещения вреда средств до достижения им 18 лет – исполнение обязанности родителями (усыновителями), попечителями приостанавливается и может быть возобновлено, если соответствующие доходы прекратятся (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1).