История нашего города
В День города в этом году на территории тепличного хозяйства проходили мероприятия,посвящённые знаменательной дате. Был проведён конкурс на знание истории. Меня удивило, что не только дети, но и взрослые не могли ответить на вопрос, касающийся нашего Городища. По этой причине возникла мысль окунуться в нашу историю. Далёкую историю нашей местности.
Городище в Малоярославце — один из немногих хорошо сохранившихся историко-археологических памятников Калужской области. Первое его научное обследование было проведено краеведом и археологом К.Я. Виноградовым в 1925 году. А в 1955 году известным археологом П.А. Раппопортом, при участии сотрудников Малоярославецкого музея 1812 года, была проведена прорезка вала Городища и изучена его конструкция. В 1970-80-х годах на Городище продолжались археологические исследования.
Городище у Черноостровского монастыря, по информации Малоярославецкого музея истории и краеведения, отнесено к объектам культурного наследия федерального значения. По этому поводу принято Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08. 1960 года за № 1327. Итак, экскурс в историю…
Городище
Древняя и средневековая история нашего города до настоящего времени остается малоизвестной. Объясняется это, прежде всего, малым количеством дошедших до нас документальных первоисточников. Об истории крупных и древних городов, таких, как Новгород, Псков, Владимир, Киев, тоже известно далеко не все. А о небольшом и небогатом Ярославце сведений в летописях сохранилось совсем мало, и то в разрозненном виде без соблюдения хронологии событий. Археологические исследования показывают, что на месте известного нам Городища, так же, как и на других холмах по берегам реки Лужи, поселения людей существовали еще в дославянские времена.
Глухие, труднопроходимые леса по берегам небольшой реки Лужи издревле были благодатными для людей. Обилие зверя в лесах, рыбы в реках давали им пищу; многочисленные родники — чистую воду; разнотравье широких пойменных луговин — мед, а для домашних животных — сено. Крутые прибрежные холмы, казалось, самой природой были созданы для защиты жилища. Духи оберегали пришедшие в эти места племена финно-угров и балтов, а затем — вытесненных с юга воинственными кочевниками славян-вятичей. Это были добрые духи вековых дубов, берез и сосен, светлые и легкие божества ручьев и речек.
Пришедшие сюда в VIII — X веках славяне облюбовали это место. Когда свободные славянские племена постепенно становились зависимыми от князей и с них начали собирать дани, то делалось это так. Князь с дружиной отправлялся в «полюдье». Останавливаясь в удобном и известном всему окрестному населению месте, дожидался привоза дани. Такими местами были чаще всего большие языческие капища. Таким образом, можно предположить, что дань с населения, жившего по берегам Лужи, собиралась на месте нашего Городища. Такие места, где останавливался князь во время «полюдья», стали называться «погостами». Позже на них возводились княжеские и боярские терема, они обносились укрепленными стенами – и возникал город.
Во времена Древнерусского государства, в XI — XIII вв., таких городков на Руси было очень много. Их упадок, резкое сокращение к середине XIII века вызваны были усилением феодальной раздробленности. В итоге их осталось совсем немного — по 1 — 3 на каждое удельное княжество.
В городах сосредотачивалась вся феодальная власть. Здесь князья собирали дани и поборы с местного населения. Скопление в одном месте большого количества сельскохозяйственной и промысловой продукции вызвало необходимость в ремесленной их обработке, а также в обмене и торговле ею. Кроме городов, существовали в те далекие времена небольшие крепости, служившие для обороны границ княжеств от набегов соседей. Они представляли собой небольшие деревянные укрепления, расположенные на высоких и труднодоступных холмах. Возможно, что малоярославецкое Городище представляло собой когда-то именно такую крепость. Существует версия, гласящая, что это укрепление было воздвигнуто князьями Черниговскими еще в XII веке. Другие исследователи связывают возникновение города на берегу Лужи с желанием Рязанского княжества укрепить свои границы с Москвой. Традиционная же версия гласит, что древнее поселение было укреплено и превращено в город — крепость при Владимире Андреевиче Храбром. В духовной грамоте (завещании) Владимира Андреевича, двоюродного брата и сподвижника Дмитрия Донского, написанной в 1401 — 1402 гг., некий город «Ярославль» отдан третьему сыну князя Ярославу. Официально именно этот документ считается сейчас первым упоминанием нашего Малоярославца в летописи. Под именем Ярославец город впервые упоминается в грамоте 1467-1477 гг.
Археологические раскопки подтверждают, что какой бы ни была история нашего города ранее, в конце XIV века он укреплялся дважды. Сначала был углублен и расширен овраг, насыпан высокий земляной вал, вверху которого была сооружена деревянная стена — тын. Через некоторое время вал был надсыпан с внутренней стороны. Видимо, для сооружения более прочных и сложных деревянных укреплений. Такое внимание к крепости именно в конце XIV века связано с тем, что именно в это время через наши земли часто совершали набеги на Москву литовцы. Пока город выполнял функции пограничной крепости, поселение существовало, видимо, только на территории самого Городища. Хотя за его стенами и были небольшие самостоятельные поселки — слободы, располагавшиеся на соседних холмах. Во время набегов население слобод со всем своим хозяйством укрывалось на территории крепости.
Проводившиеся несколько раз раскопки городища не позволяют говорить о том, какие здания были внутри крепостных стен. Однако по аналогии с другими, более известными городами того же времени, можем предположить, что стоял там княжеский или боярский терем, дома, конюшня, хозяйственные постройки, церковь. По документам более позднего времени знаем, что это был храм во имя покровителя Московского княжеского дома Архангела Михаила. Во времена, когда городом владел верейско-белозерский князь Михаил Андреевич, Ярославец процветал и богател. Отпала острая необходимость в укреплении крепости, стали расти городские посады. Посад — место проживания ремесленников и торговцев, а появление посадов — признак энергичного развития ремесел и торговли. Михаил Андреевич Верейский оставил нам интересное описание города Ярославца в «духовной» своей грамоте, по которой сам город и окрестности, так же, как территория верейского и белозерского княжеств переходила Московскому князю. Способы присоединения удельных княжеств к Москве были разные. Многие переходили по завещанию.
Итак, к концу XV века Ярославец представлял собой довольно крупный город. Он имел старую, деревянную крепость на Городище, где стояла соборная церковь Михаила Архангела; на посаде было 5 городских слобод (районов).
Каково же было население города в те времена? Прежде всего, в нем иногда жил князь. Селились бояре, княжеские слуги вольные и невольные (управители хозяйства), купцы, свободные горожане, холопы — ремесленники, священники приходских церквей и т.д. Судя по тому, что город был довольно большим, ремесла в нем были развиты. Торговля шла преимущественно сельскохозяйственной продукцией. Возле моста через Лужу (он находился недалеко от Ггородища), сидели так называемые «мытники» — сборщики налогов за провоз через реку товаров. Мыто собиралось в пользу князя и, видимо, приносило большой доход. Жить в городе было выгодно, горожане по сравнению с крестьянами имели привилегии: могли, например, торговать в сельском округе, на что не имели права крестьяне и даже купцы.
Версия историка Н.М. Карамзина
Она была высказана на основании нескольких сохранившихся до наших дней документов. Заключается версия в следующем.
Известно, что в конце XIV века расположенные близко к Малоярославцу город Боровск и исчезнувший позднее город Лужа принадлежали серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму (двоюродному брату Дмитрия Донского). В своей духовной грамоте (завещании) Владимир Андреевич, распределяя свои владения между детьми и женой, завещал старшему сыну Ивану стольный город княжества — Серпухов. Второму сыну Семену достался следующий по величине и значению Боровск, а третьему сыну Ярославу — «Ярославль с Хотунью» (Хотунь — ныне село в Московской области на реке Лопасне).
Основываясь на сходстве названий, Н.М. Карамзин высказал предположение, что это и есть город, известный позднее как Ярославец. Духовная грамота князя Владимира Андреевича не датирована, но историки относят ее написание к 1401—1402 гг. Поэтому и принято официально считать 1402 год годом первого упоминания города Малоярославца в историческом документе.
Вероятно все же, что на самом деле наш город гораздо старше. Существует предположение, что город мог быть основан Владимиром Храбрым в год рождения его сына Ярослава (1389), а потому и был назван в его честь. Но есть также версия, предполагающая еще более раннее возникновение Малоярославца. Возможно, небольшую крепость на Городище построили некогда (в конце XIII в.) рязанские князья, пытавшиеся укрепить свои северные границы. Затем, в начале XIV в., труднопроходимые и слабо заселенные земли по берегам рек Нары, Протвы и Лужи (в том числе и небольшая крепость Ярославец), попали в руки молодого Московского княжества, активно распространявшего в те годы свою власть на окрестные территории. В это время к Москве отошли бывшие рязанские территории — города Лужа, Боровск, Верея.
Во всяком случае пока не найдено документов, кроме грамоты Владимира Андреевича Храброго, позволяющих более точно определить происхождение и датировать время возникновения города Ярославца. Однако поиски еще не закончены. Города под названием Ярославль, входившего во владения князя Владимира Андреевича, больше нет ни в одном историческом документе. В следующий раз, когда мы встречаем упоминание о нашем городе, он назван уже Ярославцем. В конце XVв. (в 1480-е годы) город Ярославец принадлежал верейско-белозерскому князю Михаилу Андреевичу. Когда он оказался в уделе верейского князя, мы не знаем. Если город был частью Серпуховско-Боровского княжества, уделом Ярослава Владимировича, то он остался без своего князя уже в 1427 году. К тому времени от свирепствовавшего в Московском княжестве «морового поветрия» умерли все сыновья Владимира Храброго. Единственным наследником земель его остался внук — княжич Василий Ярославич. Одна из версий гласит, что передача города Михаилу Андреевичу Верейскому произошла после опалы Василия Ярославича (1456). Некоторые историки считают, что Ярославец был получен верейским князем Михаилом Андреевичем в приданое за женой — Еленой Ярославной (сестрой серпуховско-боровского князя Василия). Очень вероятным кажется, однако, что Ярославец всегда был «отчиной» Михаила Андреевича, т.е. достался ему по завещанию отца. Во всяком случае, в договоре с великим князем Московским 1483 года он назван «отчиной» Михаила Андреевича Верейского, но было поставлено условие, что после смерти удельного князя город опять вернется в великокняжеские владения. Это и было записано в духовной грамоте 1486 года.
Так что могут со временем всплыть и другие факты, о которых мы, и не подозреваем. В истории ещё много белых пятен. История города ждёт своих первооткрывателей.
Публикация подготовлена по материалам и при содействии Малоярославецкого музея истории и краеведения.
Анатолий Тремпольцев.