ВОЗВРАЩАЕМ ЗАБЫТОЕ ИМЯ: НЕИСТОВЫЙ ПОКОЙ

 

   Лет десять назад в городскую администрацию пришло указание из Калуги представить список лиц, внёсших значительный вклад в историю страны, региона и города и похороненных на территории города с их краткой биографией (можно предположить, что готовилось издание какой-то книги, в частности, очередного выпуска Калужской энциклопедии). Список из 22 человек был подготовлен по предложениям директоров всех четырёх музейных учреждений, работников МУК «Огонёк» и ещё нескольких городских старожилов. КАХОВСКАЯ ИРИНА  КОНСТАНТИНОВНА не была названа, а посему в тот список не вошла.

kahovskaya

Начало

  Согласно свидетельству из Киевской духовной консистории, она родилась 15 августа 1887 г. (на её могильной плите указан 1888). Ирина Константиновна принадлежала к роду чешско-польских шляхтичей, ставших подданными Руси после присоединения Смоленска в середине ХVII в. В честь одного из представителей рода екатерининского вельможи     назвали город на Украине —  Каховка, ещё один застрелил на Сенатской площади генерал-губернатора С.-Петербурга, героя Отечественной войны 1812 г. Милорадовича и был повешен вместе с другими декабристами. Отец её – землемер в чине коллежского регистратора, мать учительствовала. В 1903 г. Ирина при выпуске из Мариинского института для сирот благородного происхождения в Питере была удостоена серебряной медали и стала слушательницей женского педагогического института. 9 января 1905 г. она работала в библиотеке над рефератом о земских соборах, тема которого преподавалась в духе идиллического единения царя со своим народом. И стала свидетелем, как, взобравшись на стол, М.Горький кричал: «Молодёжь, студенты! Разве тут ваше место? Идите к ним, к тем, кого убивают, боритесь за их дело!.. Все сгрудились вокруг, ловя каждое слово, загораясь». В тот день «кровавого воскресенья» Ирина Каховская разуверилась в народной монархии и стала революционеркой.

Имени вопреки

  Ирина с греческого означает мир, покой. Но тут у толкователей имён вышла неувязка. Каховская знакомится с Александрой Коллонтай,  (в честь неё названа деревня вблизи Малоярославца) и, увлёкшись идеями социал-демократии, некоторое время пребывает в большевиках, затем вступает в ультра-революционный Союз эсеров-максималистов, летом 1906 г. пропагандирует среди крестьян Самарской губернии, затем в рабочих кружках Питера, по заданию руководства максималистов снабжает одну из боевых дружин оружием.

  В 1907 г. впервые арестована, и Петербургским военно-окружным судом приговорена к 20 годам каторжных работ (при утверждении приговора срок был понижен до 15 лет.) Наказание вначале отбывала в Новинской тюрьме в Москве, затем была  на Нерчинской каторге. Здесь в «Мальцевке» — тюрьме для особо опасных государственных преступниц Каховская знакомится со знаменитыми эсерками и анархистками. Мария Спиридонова осуждена за убийство карателя тамбовских крестьян Луженовского, эсерка Настя Биценко застрелила карателя саратовских крестьян генерала Сахарова, анархистка Фаня Каплан готовила теракт против киевского генерал-губернатора, но сама была ранена преждевременно разорвавшейся бомбой (это та самая, которая потом стреляла в Ленина!), эсерка Александра Измайлович получила срок за участие в двойном покушении на минского губернатора и полицмейстера. Дочь богатого купца Надежда Терентьева участвовала в подготовке взрыва дачи Столыпина. Все они получили бессрочную каторгу и оставались в Мальцевской тюрьме до Февральской революции. Каховская же была амнистирована в 1914 г. по случаю 300-летия дома Романовых  и перешла в разряд ссыльных.

  Весной 1917 г. вместе подругами по каторге приняла участие в создании Читинского эсеровского комитета на позициях максимализма (переход от буржуазного переворота к социалистическому) и интернационализма. Как делегат от Забайкальской области участвует в работе всероссийского эсеровского съезда в Москве в мае 1917 г. После провала корниловского мятежа Каховская разуверилась в Керенском и участвует в расколе партии, примкнув к левым эсерам. В президиуме II-го Всероссийского съезда Советов она заседала вместе с Лениным и была единственной женщиной (избранная формально в президиум М.Спиридонова была в поездке по южным городам). Сопредседателем порученного ей для работы Агитационно-пропагандистского отдела ВЦИК от большевиков стал Володарский, застреленный в июле 1918 г. правым эсером.

   Ирина Константиновна знакомится с кронштадтским матросом Борисом Донским,   также эсером, командовавшим во время корниловского мятежа отрядом моряков, посланных Центробалтом для защиты Питера. Вспыхнувшая между ними любовь была столь же стремительной и короткой, как и та революция, за которую они боролись и на алтарь которой были готовы положить свою жизнь.

  После Брестского мира с Германией пути большевиков и левых эсеров расходятся. Германия занимает и грабит Украину, на что эсеры решили ответить террором. В Москве чекист Яков Блюмкин убивает немецкого посла Мирбаха, а Каховская и Донской готовят покушение на командующего германской армией на Украине генерал-фельдмаршала Эйхгорна. Об этом есть упоминание в книге М.Булгакова «Белая гвардия». Уходя на теракт, Борис сказал Ирине: «Благослови меня на смерть, а я тебя на мучения, — сколько тебе ещё мучиться!». 30 июля в центре Киева прогремел оглушительный взрыв, Эйхгорн был убит. Донской был схвачен и после страшных пыток повешен.

   Сравнительная историческая справка. Покушение на Эйгорна второе по значимости после убийства наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, которое спровоцировало начало I-й мировой войны.  В ходе II-й мировой чехословацкими патриотами при помощи Британской службы специальных операций в мае 1942 г. был убит протектор Богемии и Моравии, начальник имперской службы безопасности (РСХА) обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих.  

  В 1943 г. был взорван назначенный Гитлером гауляйтер Белоруссии Вильгельм фон Кубе.

  Через несколько дней арестовывают и Каховскую. Четыре месяца провела она в заключении, ожидая казни. Сидевший в той же Лукьяновской тюрьме Петлюра передавал ей записки с восхищением её мужеством, её освобождения требовали повстанцы Махно, в Москве М.Спиридонова опубликовала статью «Спасайте Ирину Каховскую». Немецкие оккупанты не реализовали приговор из-за революции в Германии. Крестьянский съезд в Киеве вынес постановление об её освобождении.

Советские репрессии

  После освобождения 24.01.19 г. Каховская укрывается от большевиков в дивизии под командованием сочувствующего её партии Н.Щорса. Первый раз её арестовали чекисты в мае 1919 г., однако через два месяца после вмешательства Ленина выпустили, т.к. стало известно, что она готовила покушение на Главнокомандующего войсками Юга России А.И.Деникина, которое сорвалось из-за того, что боевики заболели тифом.

  После кронштадтского мятежа её снова арестовывают. Ордер за №583 от 21.03.21 г. выписывает лично Г.Ягода. На заявлении легальных левых эсеров о её освобождении по болезни (острый неврит с частичным параличом конечностей) резолюция чекистского руководителя Т. Дерибаса: «Что касается Каховской, то ей предоставить санаторий можно… Состояние ея здоровья действительно гнусное ещё в Эйхгорновских пыток». Она помещается в Полянский санаторий в Москве, а затем высылается под гласный надзор Калужского губотдела ГПУ. В Калуге родственница декабриста по капризу судьбы жила на ул. Декабристов и работала завклубом. Она знакомится и дружит с Л.К.Циолковской, дочерью основателя теоретической космонавтики. В 1923 г. в Берлине на русском и немецком языках печатаются её мемуары. Предисловие к ним с высокой оценкой написал Ромен Роллан.

  В 1925 г. вновь арестована и приговорена к 3 годам концлагеря с заменой на высылку в Вятку. В деле есть записка Ф.Дзержинского: «т.Дерибасу. Е.П.Пешкова (жена М.Горького – прим. А.И.) обратилась ко мне, нельзя ли больную чахоткой И.Каховскую вместо Вятки направить куда либо на Юг. Так как вятский климат для неё будет слишком суровым…» В результате она оказалась вначале в Ставрополе, а затем в Самарканде.

  Сбылось жуткое предсказание Донского: Ирина Константиновна снова и снова арестовывалась и с учётом царской каторги провела в заключении и в ссылках 45 лет.  

Малоярославецкий период

  В 1955 г. друзья, имевшие дом в Малоярославце, пригласили её поселиться в Калужской области. Ещё до войны вместе с Каховской и другими ссыльными в Уфе был арестован, а затем расстрелян бывший эсер, в своё время популярный в Вологде кооператор и краевед К.А.Новиков. Его сестра (вдова расстрелянного в 1937 г. бывшего эсера С.Ф.Скороходова) Елена Андреевна Новикова вспоминала о том, как они с мужем решили Каховскую «из Канска извлечь»: «В Малоярославце жила моя старшая сестра Женя. Малоярославец был как раз город «стопервиков», мы написали сестре, и она выразила полное согласие принять Ирину Константиновну с Машенькой*».

  Решение на жизнь в Малом Каховская, видимо, принимала в надежде снова увидеться с Л.К.Циолковской, дочерью основателя теоретической космонавтики, с которой сблизилась в калужской ссылке в 1922-25 г.г.

   Об их жизни некто Д.М.Бацер вспоминал: «И.К. вела их несложное хозяйство и зарабатывала на жизнь уроками и изготовлением бумажных цветов. Заработки у неё были более чем скромные, т.к. от оплаты чуть ли не половины уроков (частных – прим. А.И.) она отказывалась. Поводы для этого были разные – один из учеников оказался настолько способным, что брать с него на обучение деньги было бы «просто грешно»; другой к восприятию наук был вовсе неспособен, но родители его так мало зарабатывали, что требовать с них оплату было совестно».

  Ещё от московских друзей ей несколько раз перепадала литературная работа: «Новый мир» напечатал её воспоминания о Горьком, редактировала рукописи да однажды перевела с французского чью-то небольшую работу по механике. Также получается, что именно в Малоярославце Каховская перевела «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Е.П.Пешкова**, с которой Ирина Константиновна в 1956 г. возобновила знакомство, пыталась устроить этот перевод в журнал «Иностранная литература». Однако, редакция журнала напечатать его отказалась по идеологическим мотивам, признав его художественные достоинства. Нет, вы только представьте, ведь это знаменитейшее произведение, переведённое сейчас более чем на 180 языков народов мира, с которым связаны многие песни, мюзиклы, фильмы и пр., могло бы войти в литературную историю нашей страны в первом переводе жительницы нашего города! Впервые оно было напечатано в Нью-Йорке в 1943 г., затем во Франции в 1946 г. и в СССР в переводе Норы Галь в журнале «Москва» в 1959 г.

  В декабре 1957 г. Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала Каховскую по приговорам 1937 и  1949 годов, и друзья «не без труда убедили её подать заявление об установлении ей как политкаторжанке царского времени персональной пенсии. Что из этого вышло, показывает обращение к секретарю Малоярославецкого райкома КПСС***.

 «Гр. Каховской Ирины

Константиновны, прожив.

в Малоярославце Калужской

области, ул. Володарского,30

ЗАЯВЛЕНИЕ

  14 мая 1958 г. мною было подано в Малоярославецкий отдел собеса заявление о назначении мне персональной пенсии, как быв(шей) политкаторжанке.

  Согласно «Положению о персональных пенсиях от 4/ХI-56 г. №1475 (раздел IV, пп.34, 35, 36) я имею на это полное право.

  Однако, по разъяснению райсобеса, исполком отказал мне в моём ходатайстве на основании следующих причин:

1)      Борьба против царизма с 1905 г., на которую я указывала в автобиографии  (поскольку она проходила в рядах партии с.р. максималистов), отнюдь не является заслугой перед Родиной, хотя она и каралась при самодержавии каторжными работами.

2)      Сама «каторга» не есть заслуга, и не может учитываться даже при назначении трудовой пенсии как трудостаж, а не только для персональной пенсии.

3)       Сведения, которые я даю в автобиографии, якобы хронологически несовместимы, а именно: я указываю в автобиографии, что работала как член ВЦИК 2-го, 3-го, 4-го созывов в качестве заведующей Агитотделом,.. а в июле 1918 г. работала на Украине в подпольной организации при немцах. Этого якобы в действительности быть не могло, так как не могло же до июля 1918 г. состояться целых 5 съездов Советов.

  Все эти причины отказа являются настолько необоснованными, что я вынуждена протестовать». Но отказ так и не был отменён.

  Из этого заявления можно сделать целый ряд выводов. Например, что история КПСС явно гиперболизирует роль одной партии в борьбе с царизмом и замалчивает вклад других. Или, что изучающие курсы истории КПСС и СССР по советским учебникам тех времён работники малоярославецкого собеса были столь «хорошо» подкованы, что даже не знали дат проведения съездов высшего государственного органа страны. Или опять же по идеологическим мотивам делали вид, что не знают. Выше было написано, что, считая Каховскую противником, но, признавая её заслуги в революционном движении, за неё при арестах в той или иной мере заступались Ленин, Дзержинский, чекист Дерибас. На их фоне непреклонные местные партруководители и собесовцы выглядят людьми, которые пытаются быть святее папы римского. При этом ни в каких революционных событиях не участвуя, а просто просиживая безопасно рабочее время в кабинетах. Нет, извиняюсь, опасность была, не такая, конечно, как на каторге, но вдруг сверху косо посмотрят.

Съезды Советов

Номер съезда

Дата

1 съезд

Июнь-июль 1917 г.

2 съезд

7-9.11.17 

3 съезд

23-31.01.18 г.

4 съезд

14-16.03.18 г.

5 съезд

4-10.07.18 г.

6 съезд

6-9.11.18.г.

7 съезд

5-9.11.19 г.

   А тем временем летом 1958 г. местный врач А.Б. Иванова определила у Каховской рак печени. Ирина Константиновна, принимая анальгин, длительное время скрывала болезнь даже от друзей, но к концу лета 1959 г. боли стали нестерпимыми, а желудок перестал принимать пищу. Обнинский специалист-онколог после осмотра признал её безнадёжной. Попытки друзей устроить больную в онкологическое отделение Обнинской больницы, находившейся в распоряжении 4-го Главного управления Минздрава (в подчинении ЦК КПСС) были безуспешны. И тогда подруга по лагерю Ц.Я.Шапиро будучи знакомой с первой леди СССР, обратилась к  Н.П. Хрущёвой.

SAM_1525

 

  По воспоминаниям Д.М. Бацер, «далее события развивались с кинематографической быстротой: уже на следующий день – 28 февраля – по телефону было дано соответствующее указание в Обнинск, и в тот же день оттуда прибыли в Малоярославец на санитарной машине два врача и две медсестры». Но Каховская от переезда отказалась, попросив дать ей спокойно умереть дома. 1 марта 1960 г. Ирина Константиновна скончалась. Д.М. Бацер вспоминал, что «за всё время болезни никто не слышал от неё ни стона, ни звука жалобы. Кто бы ни зашёл к ней, она встречала его подобием улыбки и всегда, до последнего дня, шёпотом, еле шевеля губами, просила рассказать, что пишут в газетах».

  Каховскую похоронили 3 марта. Через год друзья (а где же государство, за которое она боролась, на которое работала и которое её безвинно осуждало?) поставили на старом кладбище в Малом скромный гранитный памятник.

 При подготовке статьи я посетил кладбище на ул. Зелёной. Надгробие действительно было скромным, без эпитафии. В землю над могилой воткнуты давно выцветшие синтетические цветы. Оградка давно не крашена. Хорошо хоть работники похоронной конторы убрали с могилки мусор и листья.

Александр Исаченко.

 

Р.S. При подготовке статьи я использовал материалы Ярослава Викторовича Леонтьева, доктора исторических наук, доцента МГУ, который занимается историей народнической части освободительного движения, понимаемого максимально широко от декабристов до диссидентов, любезно предоставленные мне Г.И. Гришиной.

 

* Яковлева Мария Николаевна – похоронена в Малоярославце вместе с подругой Каховской, поэтесса. О ней можно написать отдельную статью.

** Пешкова Е.П. – жена Максима Горького.

*** Фамилия секретаря Малоярославецкого райкома КПСС мне не известна.