Великая Отечественная война надолго, если не навсегда, оставила в календаре России связанные с ней праздники и памятные даты. Это и День памяти и скорби 22 июня, и День Победы 9 Мая, и дни отдельных побед по сражениям, и профессиональные праздники по родам войск, и День партизан и подпольщиков. Недавно у Калужского региона появился свой законный праздник – День освобождения области от немецко-фашистских захватчиков. На малоярославецкой земле тоже ежегодно поминаются бои на Ильинских рубежах, а в городе накануне Нового года проводится митинг в честь Дня его освобождения. Но есть дата, которая официально длительное время обходится молчанием. Праздновать её нельзя, а вспоминать надо, чтобы знали, чтобы извлекали уроки. 18 октября 1941 года Малоярославец был оккупирован немецкими войсками. Предлагаю читателям материалы о суровой осени 41-го.
При Сталине была одна история, при Хрущёве – другая, сейчас – третья. Кроме того, историографическая наука не может стоять на месте, она всё время развивается, появляются новые факты, происходит их осмысление и переоценка — надо уловить дух времени, чтобы не отстать. С другой стороны, о многом ещё говорить преждевременно.
Г.К. Жуков «Огонёк».1988. №16. с.11.
Главный закон истории – не сметь лгать, второй – не бояться говорить правду.
Папа Римский Лев ХIII.
4 октября «Малоярославецкий край» опубликовал статью А. Тремпольцева «События прошлого стали ближе, а герои дороже», рассказывающую о III военно-историческом празднике «Красные юнкера» в Ильинском, посвящённом подвигу подольских курсантов. В ней цитируется начальник Подольского артиллерийского училища И.С. Стрельбицкий, а затем сообщается: «5 октября 1941 года 2000 курсантов артиллерийского и 1500 пехотного училища были подняты по тревоге и направлены на Варшавское шоссе. Сводному отряду вместе с другими воинскими подразделениями была поставлена задача преградить путь захватчикам на Ильинском боевом участке, пока не подойдут резервы…»
Иван Семёнович Стрельбицкий командовал 8-й артиллерийской противотанковой бригадой, затем Подольским артиллерийским училищем. Полковник. В документальной повести «На Варшавском шоссе» (1979) он описывает события октября 41-го, выводя себя как полковника Костина, остальные действующие лица в ней под их реальными именами и фамилиями. Приведу несколько цитат по курсантам-артиллеристам.
«На фронт пойдёт более тысячи курсантов и около ста командиров. Здесь, в училище, остаётся двести курсантов во главе с моим заместителем. Они только что прибыли, ещё ничему не обучены, их нельзя бросать в бой» (с.28).
«Машины для транспортировки курсантов-артиллеристов, орудий и боеприпасов предоставил Подольский горком партии. «Один из водителей, пожилой уже человек…» (с.29).
« — Товарищ полковник, — начала Надя, — училище уезжает на фронт, а почему нас с собой не берёте. Мы все обучались на курсах медсестёр при Осоавиахиме. Мы должны ехать с вами…
— Передайте начальнику строевого отдела майору Корнееву, чтобы укомплектовал медико-санитарную службу женщинами-добровольцами» (с.29-30).
Получается, что в многократно звучащей в разных вариациях фразе о том, что «подольские курсанты спасли Москву», надо определиться с терминами. «Подольские курсанты» в этом плане термин интегрированный, объединяющий собственно курсантов, а также офицеров училища и гражданский персонал медсестёр и водителей (это характерно и для курсантов пехотного училища). Анатолий Иванович несколько напутал: курсантов-пехотинцев было 2000, а курсантов-артиллеристов в интегрированном варианте не более 1250-1300 чел., а в чистом виде не более 1100.
Следующий момент. В апреле 2010 г. в Калужском филиале МФЮА на 10-х Радищевских чтениях в сообщении Е.В. Соколовой на тему «Из истории здания районной администрации – бывших присутственных мест» утверждалось: «В годы Великой Отечественной войны перед оккупацией в здании райисполкома находился штаб Резервного фронта под командованием маршала Семёна Михайловича Будённого. Здесь произошла историческая встреча с генералом (в то время) Георгием Константиновичем Жуковым. Вскоре Жуков был назначен командующим Западным фронтом… В память об этом событии в 1990 году на здании установлена доска».
На доске читаем: «В этом здании в октябре 1941 года состоялась встреча командующего Западным фронтом генерала армии Г.К.Жукова с командующим Резервным фронтом Маршалом Советского союза С.М.Будённым».
Если мы доверимся самому Жукову и откроем его книгу «Воспоминания и размышления» (Москва, 1995 г.), то на стр. 213-231 найдём ответы на многие вопросы, над которыми безуспешно бьются, а посему вынуждены фантазировать уже около полувека местные историки. Здесь пишется, что Жуков прилетел в Москву 7 октября и сразу встретился со Сталиным. Затем с начальником Генштаба Б.М.Шапошниковым, который вручил ему письменное распоряжение:
«Командующему Резервным фронтом,
командующему Западным фронтом
Распоряжением Ставки Верховного главнокомандования в район действий резервного фронта командирован генерал армии тов. Жуков в качестве представителя Ставки. Ставка предлагает ознакомить тов. Жукова с обстановкой. Все решения тов. Жукова в дальнейшем связанные с использованием войск фронтов и по вопросам управления, обязательны для выполнения. №2684 6 октября 1941 г. 19 ч.30 м.».
От Шапошникова Жуков поехал в штаб Западного фронта. И только «утром 8 октября подъезжая к полустанку Оболенское, мы увидели двух связистов, тянувших кабель в Малоярославец со стороны моста через реку Протву. Солдаты сказали, что штаб Резервного фронта Жуков уже проехал (штаб находился в лесочке на территории нынешнего Обнинска или бывшей дер. Пяткино). «…Доехав до центра Малоярославца, я не встретил ни одной живой души. Город казался покинутым. Около здания райисполкома увидел две легковые машины… войдя в райисполком. Я увидел склонившегося над картой С.М. Будённого».
Так что о штабе фронта в Малоярославце говорить не приходится. Штаб фронта – это крупное войсковое образование, состоящее из управлений по родам войск, мощнейшего узла связи, аэродрома для самолётов связи, системы боевого, медицинского и тылового обеспечения, военной контрразведки, прокуратуры, суда. Это несколько тысяч человек, многие десятки и даже сотни автомашин и мотоциклов, танки и бронеавтомобили охраны. Один батальон охраны – 600-700 бойцов. Если бы штаб фронта был в Малом, то Жукову никак не удалось бы доехать до райисполкома, никого не встретив.
Для того чтобы определиться, кем Жуков был на момент прибытия в Малоярославец, предоставим слово документам.
Директива Ставки ВГК № 002743 8 октября 1941 г. 3 час. 00 мин.
ВОЕННОМУ СОВЕТУ РЕЗЕРВНОГО ФРОНТА
ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЗАПАДНОГО ФРОНТА
БУДЕННОМУ, ЖУКОВУ
Ставка Верховного Главнокомандования:
- Освобождает командующего Резервным фронтом Маршала Советского Союза тов. БУДЁННОГО от обязанностей командующего Резервным фронтом и отзывает его в свое распоряжение.
- Командующим Резервным фронтом назначает генерала армии тов. ЖУКОВА с освобождением его от обязанностей командующего Ленинградским фронтом.
Ставка Верховного Главнокомандования
И. СТАЛИН
Б. ШАПОШНИКОВ.
Прочитано по телефону тов. Сталиным и им утверждено. Б. Шапошников 8/10 – 3.00 (ЦАМО****, ф.96-а, оп. 2011, д.10, л. 19. Подлинник)
Директива Ставки ВГК № 002844 от 10 октября 1941 г. 17 час. 00 мин.
ВОЕННОМУ СОВЕТУ РЕЗЕРВНОГО ФРОНТА
ВОЕННОМУ СОВЕТУ ЗАПАДНОГО ФРОНТА
КОМАНДУЮЩЕМУ РЕЗЕРВНЫМ ФРОНТОМ тов. ЖУКОВУ
т.т. МОЛОТОВУ, ВОРОШИЛОВУ
В целях объединения руководства войсками Западного направления Ставка Верховного главнокомандования приказывает:
- Объединить Западный и Резервный фронты в Западный фронт.
- Назначить командующим Западным фронтом тов. Жукова.
<…>
- Тов. Жукову вступить в командование Западным фронтом в 18.00 11 октября 1941 г.
Ставка Верховного Главнокомандования
И. СТАЛИН
Б. ШАПОШНИКОВ.
Доложено по телефону т. Сталину и им утверждено. Б.Шапошников. 10.10 17.30
(ЦАМО, ф.3, оп. 11556, д.3, л. 75. Копия)
Что же получается? Авторы памятной доски на здании администрации Малоярославецкого района назначили Жукова командующим Западным фронтом почти на четыре дня раньше, чем это сделал сам тов. Сталин. И малоярославчане, и гости города внимают этой выдумке без малого уже четверть века.
Продолжение следует.
Александр Исаченко.