Он прошел три войны. В общей сложности отдал служению Родине 21 год. Это в эквиваленте мирного времени. А по военным меркам в несколько раз больше. Самая тяжелая и кровопролитная война – Великая Отечественная – оставила в его душе неизгладимый след на всю оставшуюся жизнь. Поэтому события 70-летней давности живы в его памяти, будто это было вчера.
В начале нашей беседы Борис Иванович сказал:
— Хочу предупредить, что я не герой. Я офицер, который честно выполнял свой долг в тяжелый для нашей Родины час. Такой, как тысячи моих товарищей по оружию павших и оставшихся в живых.
Фото военных лет.
Память детства
Детство Бориса Яценко прошло в большом селе Засосна Белгородской области. Отца он не помнит. В 1920 году его, техника-строителя, убили махновцы за сотрудничество с советской властью. Мама осталась одна с тремя малолетними детьми. Борис был самый меньший, ему исполнился тогда год от роду. Жили в сельской школе, где мама Екатерина Александровна работала директором и учителем начальных классов. Школа была совсем маленькая, поэтому дети учились в несколько смен. А по вечерам там работал пункт ликбеза, где она же учила взрослых сельчан читать и писать. Маму в селе очень уважали и помогали ей в хозяйственных делах. Через семь лет семье Яценко всем миром построили дом. Из него пятнадцатилетним подростком Борис уехал в районный центр Бирюч в сельскохозяйственный техникум. В 1938 году он получил диплом по специальности агроном-полевод. Юноша мечтал мирно трудиться на родной земле, растить хлеб. Но мечте не суждено было осуществиться.
Первая война
В 1938 году достигнувший совершеннолетия Борис был призван в Красную армию. Он вспоминает, что в те годы служба была очень почетной, поэтому многие молодые люди мечтали стать военными. В военкомате Борис написал заявление о направлении в военное училище. Так он стал курсантом Полтавского автотехнического училища. Учился хорошо, постигая азы военного дела. Армии требовались офицеры, технически грамотные, знающие автомобильный транспорт. Поэтому часть наиболее способных курсантов выпустили на полгода раньше двухгодичного срока обучения. Среди них был и Борис Яценко, получивший диплом с отличными оценками и воинское звание лейтенант. Вот только обмундирование пошить не успели. Назревала война с Финляндией. Новоиспеченный лейтенант Яценко в курсантской форме получил назначение командиром роты автобатальона 172-й мотострелковой дивизии. Под его началом были пожилые люди, уже прошедшие воинскую службу, которые добровольно шли на эту войну. В спешном порядке получили автомобили марки ЗИЛ и отправились к финской границе. В январе 1939 года стояли сильные морозы. Многие получили обморожения, так как наши позиции были в холодных окопах. Через два месяца эта война закончилась. Это было первое боевое крещение лейтенанта Яценко. Батальон был расформирован, автомобили сданы, добровольцы демобилизованы.
Великая Отечественная
Вместе с группой офицеров Борис Яценко получил назначение в Закавказский военный округ на должность командира взвода автобатальона 54—й танковой бригады, которая дислоцировалась в Армении в городе Ленинакан. Так как был некомплект водителей, из новобранцев сформировали два учебных взвода. Одним из них командовал Борис Яценко. По окончанию учебы аттестованными водителями был укомплектован автобатальон. Командованием лейтенант Яценко был поощрен месячным отпуском. Поехал домой, мечтая о встрече с родными. Но отпуск продлился всего неделю: его срочно вызвали в часть. Новое назначение – помощник начальника штаба и временное исполнение обязанностей начальника штаба бригады. В этой должности он и встретил войну. В танковом полку Борис Яценко был ответственным за ГСМ и ремонт. Это был очень важный участок, так как без горючего, как известно, не поедет ни танк, ни машина. Под его началом была бригада слесарей. Направились в город Новороссийск, где заправляли танки, грузили их на пароходы и переправляли через Керченский пролив. Очень часто переправу бомбили немецкие самолеты, приходилось ежедневно рисковать жизнью.
Затем бригада была послана в Иран. Задача – получить военные грузы из США по коридору, который был организован в Иране СССР и Великобританией. Задание была выполнено. Наша армия получила несколько тысяч грузовых автомобилей «студебекеров» с горючим.
Возвратились в Новороссийск, где продолжали работы по погрузке танков на корабли с дальнейшей переправкой через Керченский пролив. Это была многодневная, тяжелая работа, очень нужная истекающим кровью войскам Крыма.
Керчь была оккупирована немцами. Нашему десанту пришлось вести кровопролитные бои, в результате которых был отбит у врагов пятачок в три километра. После артподготовки наши танки ринулись в бой, а затем в атаку пошла пехота и артиллерия. Командующий Кавказским фронтом дал приказ выгнать немцев из Керчи и освободить важную дорогу, где велись ожесточенные бои. Пошел сильный дождь, который очень затруднял продвижение техники. За три дня ливневые потоки размыли дороги, где местами образовались целые озера. Машины буксовали, а танки при поддержке пехоты и полковой артиллерии все же отогнали немцев на 60 километров. Но в результате этой стремительной атаки баки танков опустели, снаряды закончились. Командир полка приказал достать бензин и снаряды к утру. Помогли взаимовыручка и смекалка, которые нередко выручали на фронте в сложных ситуациях. На пристани как раз закончила выгрузку артиллерийская часть, где среди прибывшей техники были гусеничные тракторы. Яценко уговорил командира части одолжить два трактора. К каждому прицепили по цистерне с горючим. Началось движение, колеса пробуксовывали в грязи, но все-таки постепенно с натугой тракторы начали двигаться к цели. Здесь же высадилась пехотная часть, которая двигалась на помощь танкам. Каждому солдату дали по снаряду. К утру горючее и снаряды были доставлены. За эту операцию Б. И. Яценко в числе других офицеров получил свою первую награду — медаль «За боевые заслуги».
Пришла весна 1942 года. Дороги подсохли, но возникла новая беда. Отступая из Керчи, немцы отравили воду в реке. Борис заболел желтухой. В санитарном поезде он был доставлен в эпидемиологический отделение госпиталя в городе Сочи. Через месяц выписался и вновь отправился на фронт.
В июне Яценко был направлен в город Калач, что в 50 километрах от Сталинграда, где велись тяжелые оборонительные бои. В составе 644—го отдельного танкового батальона было четыре роты, в каждой по 10 легких танков Т-60. Борис был назначен ответственным за ГСМ и ремонт. Батальон взял направление на запад – к Сталинграду. По мере продвижения бои становились все тяжелее. Немцы дрались отчаянно, сосредоточив под Сталинградом огромное количество войск и техники. Броня у наших Т-60 была тонкая, легко пробивалась. Батальон получил пополнение танками Т-70, а затем танкисты наконец получили новые средние танки – знаменитые Т-34.
Нередко приходилось рисковать жизнью, когда одной смекалки было недостаточно, чтобы выполнить боевую задачу. И на раздумья просто не было времени. В окрестностях Сталинграда стрелковая дивизия и артиллерийский полк попали в окружение. Борису удалось прорваться к ним и доставить горючее. Семь дней шли ожесточенные бои. Затем к ним на помощь прорвалась танковая часть. Они вышли через образовавшуюся брешь и сразу же вступили в бой.
Вспоминая о событиях Сталинградской битвы, Борис Иванович сказал, что город горел шесть дней и был полностью разрушен фашистами. Немецкие бомбардировщики сбросили на него тысячи тонн бомб. В этом кромешном аду их батальон понес огромные потери. В живых остались комиссар и он. Из техники – всего два танка. В результате этой страшной битвы остатки армии Паулюса – а это 110 тысяч человек, из них 22 генерала и генерал-фельдмаршал – сдались в плен. Мы победили!
Батальон перевели в Саратов. После пополнения людьми и техникой он был переформирован в танковый полк. Дальше его путь лежал в Белоруссию. Полк принимал участие в освобождении от оккупации фашистами многих населенных пунктов. Бои были тяжелые, с огромными потерями. Многие друзья и однополчане Бориса Ивановича навечно остались лежать в братских могилах на освобожденной белорусской земле.
Боевая задача – выгнать немцев из Восточной Пруссии. В результате штурма наши войска овладели крепостью Кенигсберг и вышли к Балтийскому морю. Незабываемый праздник Победы Яценко встретил в Восточной Пруссии. Отгремели праздничные салюты. Война была окончена. Но не для всех.
Капитан Яценко в должности начальника штаба отдельного автобатальона прошел еще одну войну – с милитаристской Японией.
После войны
Служба продолжалась в г. Ишим Омской области, где произошла встреча с будущей женой. Его избранница — фельдшер Наталья Павловна Павлюченко — прошла всю войну, имеет боевые награды.
После регистрации брака молодую жену направили в Москву, а мужа — в Германию, где он служил до 1948 года. Затем был Туркестан, снова Германия, саперный батальон в Тамбове, преподавательская служба на военной кафедре в Воронеже, где он занимался подготовкой офицеров для инженерных войск. Все эти годы рядом была любимая жена и дочь Светлана.
В 1959 году Б. И. Яценко уволился из рядов Советской армии в звании майора. Семья поселилась в г. Малоярославце на родине жены.
Борис Иванович бережно хранит боевые награды как память о военном прошлом. Среди них — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2 ст., медали — две «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» и другие.
В связи с празднованием 55-летия Победы Б.И. Яценко присвоено воинское звание подполковника. А в этом году ему была вручена медаль «70 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков».
А мы искренне благодарны Борису Ивановичу за мирное небо над головой и желаем ему здоровья и благополучия.
Жанна Гусарова.